В Казахстане подорожала логистика. В министерстве индустрии и инфраструктурного развития отказались от поиска нового коридора и решили расширять существующие, передает LS.
В ведомстве сообщили, что на текущий момент самым востребованным остается Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). В рамках развития этого направления проводится работа с железнодорожными и морскими администрациями по формированию конкурентоспособных комплексных ставок на перевозки грузов, в том числе в контейнерах.
Рассматривается вопрос увеличения перевозок грузов через порт Актау в направлении Ирана и обратно, в том числе путем предоставления конкурентоспособных тарифных ставок.
По информации министерства, для регионального транзита предоставлены преференции на доставку удобрений, химикатов, хлопка, плодоовощной продукции из Узбекистана, сахара в Узбекистан, алюминия из Таджикистана, всех грузов через порты Актау и Курык из/в Таджикистана, а также на контейнерные перевозки из Китая в Узбекистан, Таджикистан и Россию.
"В свете последних событий и принимая во внимание тот факт, что обмен товарами в мировой торговле на 90% осуществляется контейнерными перевозками, рассмотрение и налаживание нового коридора не целесообразно", – считают в ведомстве.
В целом в министерстве добавили, что перспективным направлением развития перевозок грузов является железнодорожный коридор "Север – Юг" через территорию Казахстана с выходом на рынки Индии, Пакистана и стран Персидского Залива через Иран и иранский порт Бандар-Аббас.
"Для развития коридора "Север – Юг" предоставлены специальные тарифные условия на контейнерные перевозки из России и Беларуси в Туркменистан и через Туркменистан в третьи страны и в обратном направлении", – рассказали в министерстве.
Кроме того, проводится работа с иранскими и туркменскими партнерами по оптимизации логистики и тарифных условий. А совместно с "РЖД Логистика" запущен пилотный контейнерный поезд со строительными материалами, отправленный в начале июня из России (станция Чехов) до порта Нава-Шева (Индия) транзитом через Казахстан, Туркменистан и Иран.
Что касается сроков по поставке товаров, то в ведомстве рассказали, что коронавирус внес изменения в расписания судов. В частности, появились сдвиги, из-за карантина и неравномерной загрузки судов в противоположных направлениях из Европы и США, контейнеры в Китай почти не возвращались.
"Также из-за вводимых санитарно-эпидемилогических мер появились заторы на транзитных пограничных пунктах, а автотранспорт снизил свою эффективность, так как не хватает водителей грузовых автомобилей", – пояснили в Мининдустрии.
При этом, по данным ведомства, увеличение цены на эти услуги произошло из-за дефицита контейнеров. В частности, рост стоимости международных морских и мультимодальных перевозок повлек за собой рост себестоимости товаров повседневного спроса.
Вторая причина, по его данным, – это мировой спрос на углеводороды, и как следствие сырье и продукция нефтегазопереработки стали дороже, что приводит к увеличению цены на топливо.
"К примеру, подорожание автомобилей, бытовой техники и электроники тоже во многом объясняется проблемами с морскими перевозками, которые являются основными и для этого сегмента. К этому добавляется еще и глобальный дефицит чипов и микропроцессоров", – пояснили в Мининдустрии.
Также удорожание транспортных услуг объясняется и ростом курса доллара. В ведомстве добавили, что военный конфликт России и Украины внес существенные изменения в привычные цепочки поставок. Кроме того, введенные санкции и отток из России зарубежных производителей привели к увеличению стоимости на логистические услуги.