Основная доля экспорта казахстанских грузов отправляется через российские железные дороги. В министерстве индустрии и инфраструктурного развития рассказали LS, какие меры предпринимают для того, чтобы поставки не застревали.
По информации ведомства, в 2021 году объем экспорта железнодорожным транспортом составил более 81 млн тонн. Из них 41,7 млн тонн - в Россию, 19,3 млн тонн - через нее в третьи страны. В том числе через морские порты РФ – 13,2 млн тонн грузов.
"В настоящее время в отношении морского сектора официально не введены санкционные меры. При этом имеются риски задержек в портах РФ, так как некоторые судоходные компании не принимают грузы из российских портов. В связи с этим министерство изучило альтернативные варианты логистики через порты Латвии, Китая. Также поднят вопрос развития потенциала Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ)", - отметили в министерстве.
В ведомстве заверили, что предпринимают меры по решению форс-мажорных обстоятельств, связанных с задержками грузов. Например, ведутся переговоры с транспортными властями других стран.
Основным решением вопроса простаивающих грузов в направлении Китай – Евросоюз – Китай (через Казахстан) является переориентировка в сторону ТМТМ и максимальное использование возможностей прикаспийских инфраструктур. Поэтому МИИР договорилось о взаимном увеличении транзитных грузов и создании условий для переориентации дополнительных грузопотоков на данный маршрут с руководителями портов Баку, Поти, Батуми, а также основными железнодорожными операторами Азербайджана и Грузии.
Помимо этого, министерство договорилось с латвийскими портами Лиепаи, Риги, Вентспилса о переориентации грузов, идущих в направлении Европы, так как некоторые порты отказались принимать грузы из России.
В ведомстве отметили, что транзит через Казахстан налаживался в течение многих лет. В связи с этим транспортный потенциал не снизился.
В том числе в январе-феврале текущего года рост транзита составил 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Что касается стоимости перевозки груза, в МИИР признали, что через ТМТМ транзит несколько дороже, чем через РФ.
"Использование нескольких видов транспорта и перегрузка через порты сказывается на числе ключевых игроков, чьи сборы влияют на конечную стоимость перевозки. Однако в связи с последними событиями Международная ассоциация ТМТМ работает над сохранением тарифов на уровне прошлого года", - заверили в ведомстве.
Также Казахстан, Азербайджан и Грузия договорились о создании совместного предприятия. В рамках данного СП будут решаться вопросы сквозного тарифообразования, декларирования грузов, применения единых IT-решений и консолидирования транзитных грузов на маршруте.