Лекарства в Казахстане подорожали до 70%

На 30% сократились продажи лекарств в Казахстане в 2015 году

21 декабря 2015 года
    

Цены на медицинские препараты могут повыситься до 30% в 2016 году. В целях экономии потребители перейдут на более дешевые аналоги. Такие прогнозы в беседе с LS озвучили участники рынка. 

По словам владельца сети аптек "Садыхан" Кайрата Аубакирова, после перехода на свободно плавающий курс тенге цены отечественных производителей лекарственных препаратов поднялись на 5-15%. В то время как из-за курсовой разницы продукция иностранных заводов-производителей подорожала на 60-70%. Крупные оптовые компании (имеющие таможенные склады в Казахстане) подняли стоимость препаратов до 30%. Предприниматель отметил, что с 2016 года продукция будет завозиться уже по новому курсу. 

"Это не окончательное подорожание. С нового года зарубежные поставщики традиционно поднимают цены на товар в валюте. Ряд иностранных производителей сообщили, что лекарства будут дорожать", - отметил он.

По прогнозам Аубакирова, в 2016 году цены на медикаменты в Казахстане дополнительно могут вырасти на 20-30%. Ведь запасы товара, завезенного по старому курсу доллара, заканчиваются.

"К концу 2015 года рынок просел на 30%, потребители начали экономить. До девальвации в феврале 2014 года он показывал стабильный рост. Даже в 2007-2008 годах при кризисе мы чувствовали себя комфортно. В 2016 году доходность дистрибьюторов упадет, количество товара сократится, но цены все равно вырастут. Возможно, казахстанцы перейдут на более дешевые аналоги и начнут делать более продуманные покупки", - поделился ожиданиями Аубакиров.

Он также добавил, что отечественные производители практически не понесли убытков. Однако крупные дистрибьюторы проиграли на курсовой разнице из-за покупки товара с отсрочкой платежа. По словам собеседника, маржа крупных отечественных оптовых компаний в Казахстане составляет около 15% без учета текущих затрат.  

"Некоторые компании, у которых серьезные финансовые проблемы, начинают скидывать товар по низкой цене, чтобы покрыть обязательства. Своеобразный демпинг за счет снижения маржи с 15% до 5%, не считая отсутствие прибыли, объемы продаж хорошие. У тех, кто не снижает цены, выполнение плана продаж составляет лишь 50-60%. Компаний сократили маржу, но из-за операционных расходов и кредитных обязательств они работают в убыток", - объяснил Аубакиров.

Отвечая на вопрос о прибыли казахстанских аптек, Аубакиров отметил, что у дискаунтеров маржа достигает 12-15%, тогда как другие сети имеют наценку в 20-30%. По его мнению, даже если аптеки пойдут на сокращение маржи, это не поможет им увеличить оборот.

"Если расходы останутся такими же, какое-то время они будут работать в убыток, и около 20-25% из них в 2016 году закроется. В результате ухода слабых игроков сильные поделят рынок, что будет лучше для клиентов. Казахстанцы обратят внимание на более дешевые товары, отечественные производители смогут выиграть от этого", - заключил бизнесмен.

По оценке генерального директора фармацевтической компании SANTO Ижи Урбанеца, в 2015 году казахстанский рынок медикаментов вырос на 15%. В нынешнем году продажи бренда в стране составили 15,3 млрд тенге, для сравнения: в 2014 году – 14,5 млрд тенге. По его ожиданиям, в 2016 году объемы реализации вырастут до 19,3 млрд тенге (рост 30%).

Как отметил Урбанец, после девальвации ожидается коррекция рынка в обратную сторону - казахстанцы сократят потребление витаминов и коммерческих препаратов, они перейдут на более дешевые продукты. Так, компания была вынуждена самостоятельно покрыть издержки из-за повышения расходов.

"Несмотря на обесценивание валюты на 80% (на 18 декабря), продукция SANTO подорожала в среднем на 15%. В ретейле мы повысили цены на 7% с 1 октября и на 7% с 1 ноября. Цены на госзакупки не изменились, мы держим их на прежнем уровне и продолжим данную политику в 2016 году. Мы намерены поддерживать цены на данном уровне до курса в 330 тенге/$. Если курс повысится, компания будет вынуждена рассмотреть изменения, так как лекарства из Польши мы закупаем в долларах. При этом половина продукции, которую мы реализуем, локальная и производится в Казахстане", - описал ситуацию на рынке Урбанец.

В планах SANTO, добавил глава компании, повысить долю в Казахстане до 5-7% в 2016 году. Более того, компания намерена увеличить продажи в соседнем Кыргызстане и Туркменистане. Сейчас производитель проходит регистрацию казахстанских препаратов в Узбекистане и России.

"В России регистрируем 12 продуктов, два начнем продавать в 2016 году и остальные - в 2017 году. У нас есть еще новые продукты, которые разрабатываются для России и Казахстана. Данные продукты появятся в 2018 и 2019 годах", - заключил он.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.