Около $132 млн чистой прибыли планирует получить казахстанская "дочка" Каспийского трубопроводного консорциума – "КТК-К" в 2017 году. Об этом LS сообщили в пресс-службе компании. В связи с этим предлагаем вам подробнее узнать о деятельности компании.
Каспийский трубопроводный консорциум — крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием Казахстана, России, а также ведущих мировых добывающих компаний. КТК осуществляет строительство и эксплуатацию магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км.
В систему КТК нефть поступает в основном с обширных месторождений Западного Казахстана и России.
Собственником нефтепровода КТК на казахстанском участке является "КТК-К", в России – "КТК-Р".
Акционеры
24% – Российская Федерация;
19% – национальная компания "КазМунайГаз";
15% – "Шеврон Каспиэн Пайплайн Консорциум Компани";
12,5% – "ЛУКАРКО Б. В.";
7,5% – "Мобил Каспийская трубопроводная компания";
7,5% – "Роснефть-Шелл Каспижн Венчурс Лимитед";
7% – "КТК Компани";
2% – "Б. Г. Оверсиз Холдингс Лтд";
2% – "Эни Интернэшнл Н. А. Н. В. С. ар. л.";
1,75% – КОО "Казахстан Пайплайн Венчур"с;
1,75% – "Орикс Каспиан Пайплайн Лтд".
Таким образом, правительство Казахстана через 19% акций "КазМунайГаза" и 1,75% "Казахстан Пайплайн Венчурс" владеет 20,75% акций в "КТК-К" и 20,75% в "КТК-Р".
История развития
17 июля 1992 года: подписано Соглашение о создании Каспийского трубопроводного консорциума между Казахстаном и Султанатом Оман.
Через месяц к консорциуму присоединилась Россия.
1996 год: в проект вошли восемь частных акционеров из семи различных государств.
1999 год: началось строительство инфраструктуры магистрального нефтепровода.
Март 2001 года: началось заполнение трубопровода нефтью с Тенгизского месторождения.
19 октября 2001 года: КТК осуществил загрузку первого танкера на терминале у Южной Озереевки.
2004 год: на нефтеперекачивающей станции "Кропоткинская" в систему КТК начала поступать нефть, добываемая на территории России.
К середине этого года КТК вышел на показатель полной пропускной способности – 28,2 млн тонн.
Декабрь 2009 года: утвержден План расширения пропускной способности магистрального трубопровода КТК. Реализация завершается в 2017 году.
Реализация проекта расширения
Строительство осуществляется поэтапно.
Первый этап – модернизация существующих объектов КТК, замена 88 км трубопровода на территории Казахстана, а также строительство третьего выносного пульта управления и трех резервуаров по 100 тыс. куб. метров на морском терминале. Это позволило увеличить мощность системы до 35 млн тонн.
Второй этап – увеличение мощности до 48 млн тонн за счет строительства пяти нефтеперекачивающих станций (НПС).
Третий этап – строительство еще пяти НПС и трех резервуаров по 100 тыс. куб. метров.
В 2016 году в рамках Проекта расширения мощности нефтепроводной системы Тенгиз – Новороссийск был завершен объем работ по реконструкции и увеличению Резервуарного парка Морского терминала КТК. Его емкость доведена до 1 млн тонн.
Введена в строй А-НПС-4, произведено заполнение нефтью и начаты комплексные опробования А-НПС-4A.
А-НПС-5A и НПС-8 подготовлены к заполнению нефтью.
НПС-5 доведена до завершающей стадии пусконаладочных работ перед подачей рабочей среды.
Во втором полугодии 2017 года в Казахстане намечен ввод в эксплуатацию А-НПС-3А.
Финансирование проекта расширения и прочие инвестиции
Общая стоимость проекта расширения – $5,4 млрд, в том числе на казахстанском участке – $1,2 млрд.
В 2017 году КТК направит на завершение модернизации $150 млн. При этом расходы "КТК-К" и "КТК-Р" составят $97,3 млн. Из них порядка $15 млн будут вложены в казахстанский участок.
Помимо проекта расширения инвестиционная программа КТК по основной деятельности на 2017 год составляет около $70 млн. Она включает мероприятия по усилению систем противопожарной и антитеррористической защиты объектов, модернизации и плановой замены оборудования.
Между тем в 2016 году сумма средств, направленных на благотворительные проекты в рамках регулярной программы на территории Казахстана, составила 610 млн тенге. Также в стране на строительство социальных объектов за счет средств проекта расширения консорциум направил в 2016 году 400 млн тенге.
Прокачка КТК
Годовой объем прокачки нефти – 35 млн тонн. После завершения проекта расширения планируется увеличение до 67 млн тонн нефти в год, в том числе из Казахстана – до 53,7 млн тонн в год.
В 2016 году в систему КТК было принято 44,3 млн тонн углеводородного сырья.
В общей сложности в 2016 году на морском терминале КТК было отгружено 435 нефтеналивных танкеров, что на 26 больше, чем в 2015 году.
В настоящее время казахстанская нефть поступает в систему КТК с НПС "Атырау" и НПС "Тенгиз". В 2017 году на данных НПС ожидается 50,3 млн тонн в год.
Также, согласно принятым от грузоотправителей заявкам, в 2017 году по нефтепроводу Тенгиз – Новороссийск будет перекачано 65,7 млн тонн нефти. Из них на казахстанские ресурсы приходится 54,7 млн тонн, российские – 11 млн тонн нефти.
С месторождения Кашаган в 2017 году в трубопроводную систему КТК поступит 10,4 млн тонн нефти. С месторождений Филановского и Корчагина ожидается 5,4 млн тонн нефти
Доход
Выручка КТК в 2016 году составила $1,6 млрд, что выше на 7% по сравнению с 2015 годом ($1,5 млрд). В целом прибыль увеличилась на 18%.
Сумма уплаты налогов со стороны "КТК-К" составит около 21 млрд тенге. В 2015 году этот показатель был близок к 9,9 млрд тенге.
Чистая прибыль Казахстана от участия в КТК по итогам прошлого года, согласно прогнозам, составит около $64 млн. В 2017 году "КТК-К" планирует получить чистую прибыль в размере $132 млн.
Напомним, ранее LS сообщал, что более 350 тысяч тонн кашаганской нефти было транспортировано Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК) на 19 ноября 2016 года. В июле 2016 года КТК планировал выплатить акционерам $1,5 млрд долга.