Кризис имеет казахстанское происхождение – Мажибаев

В то время, как на рынке сокращается потребительский спрос, компании сформировали большие штаты и закупили оборудование

12 ноября 2015 года
    

Экономический кризис, который переживают отечественные предприниматели, рожден внутри казахстанской экономики. Таким мнением, выступая на Азиатском бизнес-саммите в Алматы, поделился президент группы компаний Resmi, председатель совета директоров RG Brands Кайрат Мажибаев, передает LS.

По словам Мажибаева, вовсе не внешнее давление вызвало кризис и падение потребительского спроса в Казахстане.

«Особенностью этого экономического кризиса является то, что он рожден не за океаном, а имеет казахстанское происхождение. Мы все, включая руководство страны, четко понимаем, что и решен он должен быть внутри с большой долей местного содержания», - прокомментировал предприниматель бизнес-обстановку в стране.

Также он добавил, что бизнесмены должны рассчитывать собственные возможности и принимать на себя обязательства, которые могут выполнить.

«Одна из больших ошибок, которую делают бизнесмены и финансисты, - это слабый баланс. В данном случае спасение утопающих - это точно дело самих утопающих. Они должны четко признать текущую ситуацию и понимать, с чем они хотят выйти. Люди платят в тенге, соответственно, и обязательства должны быть такими же. Я как председатель совета директоров RG Brands могу сказать, что рынки, на которых мы работаем, - Россия, Кыргызстан, Туркмения, Таджикистан, Монголия, не являются странами со стабильно развивающимися рынками и потреблением. Понятно, что ситуация волатильная. В то время, как на рынке сокращается потребительский спрос, компании сформировали большие штаты и закупили оборудование», - объяснил Мажибаев.

По его ожиданиям, работа на рынках Евразийского экономического союза и санкции (против России – прим.), которые действуют уже с 2014 года, представляют «какие-то возможности».

«Мы бы хотели максимально контролировать доступ к потребителям, быть в контакте с ними - это ключевая формула. Принцип Value for money (максимальные ценность, предложения за небольшие деньги – прим.) будет работать ближайшие три года – 2015, 2015 и 2017 годы.  Мне кажется, кризис поможет большей консолидации розничного рынка. Лучшие продукты и предложения за умеренную цену смогут предложить прежде всего хорошо организованные розничные сети и дискаунтеры», - заключил Мажибаев. 

По словам президента ассоциации ретейлеров Казахстана Василия Горевого, участники рынка назвали текущую ситуацию «периодом взросления казахстанского бизнеса».

«Кризис есть. То, что было до августа-июля 2015 года - это легкое витание в облаках с точки зрения большинства игроков - участников рынка. Сейчас идет «жесткая посадка», несущая за собой тяжелые социальные последствия. Давайте не будем забывать, что 30% трудоспособного населения связаны с сектором торговли и ретейла. Особенно учитывая объем нецивилизованной торговли, с которой государство активно борется. Он огромный с точки зрения денежного объема и физической занятости людей», - объяснил глава ассоциации.

Горевой также отметил проблему долларизации казахстанской экономики.

«Мы считаем в долларах, и до тех пор, пока мы не перестанем игнорировать национальную валюту, мы не сдвинемся ни на шаг. Поэтому понадобится более длительный период, чтобы уйти от жесткой валютизации. Отсутствие конкуренции в банковском секторе привело к тому, что мы настолько завалютизированы. Бессмысленно сейчас вести переговоры с ассоциацией девелоперов. Они сидят в валютных кредитах, и мы их прекрасно понимаем», - заключил он. 

Справка 

Более 400 крупных казахстанских и российских компаний принимают участие во втором Азиатском бизнес-саммите в Алматы. Мероприятие объединяет торговые сети, девелоперов, дистрибьюторов, производителей, логистические компании, поставщиков оборудования и технологических решений для ретейла, финансовые организации и инвесторов.

Среди российских компаний на саммите представлены сеть гипермаркетов «Ашан», «Пятерочка», «Детский Мир» и другие. Со стороны казахстанского бизнеса привлечены крупные ретейлеры - Magnum Cash & Carry, МETRO Cash & Carry, «Рамстор», Green, производители – Raimbek Botlers, RG Brands, «Маслодел», «Рахат», «Баян Сулу», «Султанмаркетинг», «Фуд Мастер», «Астыкжан», торговые центры MEGA, «Апорт», «АДК», Esentai Mall, «Хан Шатыр», «Керуен» и «Сары-Арка».

Организаторами саммита выступила Национальная палата предпринимателей «Атамекен» и "BBCG Казахстан". В ходе рабочих встреч главы компаний обсудят совместные программы и оптимизацию бизнес-процессов.

В течение двух дней (12 и 13 ноября) запланированы рабочие сессии, а также коммерческие переговоры и выставка партнеров саммита. Ожидаются встречи для развития международной торговли между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и решения проблем с торговыми ограничениями внутри объединения. Также состоится закрытое заседание членов Ассамблеи евразийского ретейла - наднационального объединения крупнейших отраслевых ассоциаций розничной индустрии стран союза.

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.