Когда интернет-бизнес Казахстана освободят от налогов

Правки, которые готовились для налогового кодекса, не были внесены

24 января 2017 года

Казахстанский интернет-бизнес не освободится от НДС (аналог налога с продаж на Западе) в 2017 году. Об этом LS сообщил президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса (АКИБ) Константин Горожанкин.

Собеседник LS напомнил, что ранее премьер-министр Бакытжан Сагинтаев обещал избавить казахстанский интернет-бизнес от пошлин с 1 января 2017 года, и с сожалением отметил, что планы отодвинулись на 2018 год.

"В стране произошло достаточно много изменений за это время. Правки, которые готовились для Налогового кодекса, не были внесены. Однако рабочая группа создана и процесс запущен. Мы не теряем надежды, что рано или поздно e-commerce будет избавлена от налогов, как во многих других странах. Если рабочая группа сможет рассмотреть все аспекты и принять решение в 2017 году, то с 2018 года нужные нам поправки в Налоговом кодексе могут вступить в действие", - объяснил ситуацию Горожанкин.

Он добавил, что без этих послаблений казахстанский интернет-бизнес не станет конкурентоспособным на внешнем рынке. По мнению главы ассоциации, НДС препятствует здоровой конкуренции. Например, российская интернет-платформа по продаже вещей полтора года объявляет, что ждет казахстанские интернет-магазины для выхода в другие страны. Но пока прогресс в этом направлении получился небольшой.

"Я скептически отношусь к возможностям казахстанского бизнеса конкурировать за рубежом. Очень сложно удержаться, когда в одних странах люди не платят пошлину с продаж, а у нас платят. Мы работаем в разных условиях. Поэтому, считаю, что наша e-commerce будет готова конкурировать на внешнем рынке, только когда появятся налоговые послабления. Тогда мы сможем успешно развиваться. Особенно на ближайших рынках, например, на территории Узбекистана, рынок которого только просыпается и пока достаточно пустой. На территориях Кыргызстана, Средней Азии, России, думаю, тоже все будет отлично", - пояснил Горожанкин. 

Тем не менее, по его словам, даже без послаблений интернет-бизнес развивается внутри страны. Горожанкин отметил, что в 2015 и 2016 годах электронная коммерция смогла получить прибыль как в тенге, так и в долларах.

"По моим предположениям, в 2016 году объем e-commerce вырос в тенге на 30% и составил 2% от общего рынка. Честно говоря, я затрудняюсь ответить, есть ли в Казахстане еще сегменты, которые растут в текущей ситуации экономической нестабильности. Это говорит о том, что запас прочности интернет-бизнеса есть. С другой стороны, если бы ранее названные послабления были, я уверен, гораздо больше компаний выходили бы в интернет и начинали онлайн-торговлю. Потому что здесь практически нет наличных расчетов. Все прозрачно для государства, для магазина, для клиента и для налоговых органов", - заметил собеседник LS.

Вместе с тем он назвал три проблемы, которые мешают интернет-бизнесу развиваться. Ключевая трудность, по мнению Горожанкина, касается логистики.

"Между городами Казахстана очень большие расстояния. В связи с этим в нашей стране буксует отрасль интернет-бизнеса, где необходима доставка товара. Сейчас главное - наладить сервисы по доставке на дальние расстояния. Работа по этой части, конечно же, ведется. Например, "Казпочта" в ближайшее время откроет отделения, которые будут заточены только под интернет-коммерсантов. В них получатели посылок из онлайн-сервисов не будут стоять в общих очередях с горожанами, получающими пенсию, и людьми, оплачивающими коммунальные услуги",  - пояснил он.

Вторым тормозящим фактором глава АКИБ назвал нежелание некоторых банков по умолчанию открывать платежные карты для интернет-транзакций. По словам Горожанкина, люди, которые хотят оплатить что-либо в магазине, должны звонить в call-центры, потому что их карты не могут проводить онлайн-переводов. Зачастую приходится идти в отделения и писать заявления об открытии интернет-транзакций.

"Это очень серьезный барьер. Мы говорили премьер-министру, что этот вопрос нужно решить по линии Национального банка, потому что так не пойдет. В западных странах обратная картина. Вы получаете карту, если вы чего-то боитесь, то пишите заявление, чтобы закрыть интернет-транзакцию", - заметил собеседник LS.

Третьей проблемой, по мнению Горожанкина, является низкий уровень профессионализма среди сотрудников.

"Бизнес достаточно новый, наши вузы такого рода специалистов не готовят. Вопрос упирается в опыт и обучение тех людей, которые приходят из университетов. Нам необходимо, чтобы молодых специалистов стали готовить еще в студенчестве. В электронной сфере есть свои нюансы, которые отличаются от обычного рынка", - заключил Горожанкин. 

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.