Казахстанцы стали тратить больше на покупку нового авто. Об этом LS сообщил глава Агентства мониторинга и анализа авторынка (АМААР) Артур Мискарян.
Он прокомментировал LS данные Бюро нацстатистики, согласно которым средняя стоимость авто в июле снизилась по сравнению с месяцем ранее.
"Волатильность на уровне 2-3% от месяца к месяцу вполне укладывается в логику наличия или отсутствия у дилеров всевозможных спецпредложений. Их традиционно становится больше в определенные периоды: к началу весны, середине лета и к концу года", – пояснил эксперт.
При этом в среднем, по подсчетам А. Мискаряна, казахстанцы направляют на покупку нового транспортного средства 16 млн тенге. Это на 7% больше в сравнении с прошлым годом.
Собеседник LS спрогнозировал, что с высокой вероятностью цены будут оставаться стабильными до конца года, за исключением предложений по некоторым брендам премиум-сегмента.
"По части авто дилеры сформировали значительные стоки 2024, а кое-где даже 2023 года выпуска. В таком случае стоит ожидать ликвидаций складов и снижения цен. Однако в начальном и среднем сегменте, а также по премиум-брендам с устойчивым спросом цены останутся на прежнем уровне при условии отсутствия внешних потрясений рынка", – спрогнозировал А. Мискарян.
Он также высказался о рынке подержанных авто, которые показали значительный скачок в период дефицита новых транспортных средств (конец 2020 – середина 2023 года) в Казахстане и на мировом рынке в целом.
По словам эксперта, в последнее время сегмент машин с пробегом приблизился к прежнему состоянию.
"Это влияет на настроения некоторых участников рынка (так называемых перекупов), которым, с одной стороны, удалось прокатиться на волне спекулятивного роста, а с другой – не удалось по разным причинам захеджировать риски и попутно вывести бизнес из тени", – высказался собеседник LS.
Говоря об отдельных индикаторах, эксперт отметил, что большая часть сделок приходится на автомобили ценой 5-7 млн тенге. Хотя в последние 1,5 года активно растет доля сделок с транспортом за 10 млн тенге.
"Важно отметить, что при условии соблюдения продавцом баланса между ценой автомобиля, его общим (техническим и юридическим состоянием), а также качеством объявления срок продажи составляет в среднем 20 дней", – рассказал А. Мискарян.
Он добавил, что большинство сделок проводится с моделями Toyota, Hyundai, Volkswagen, Chevrolet, Audi.
Ранее А. Мискарян предложил запретить ввоз авто старше семи лет.