Кризис научил казахстанцев экономить, и даже в случае улучшения экономической ситуации жители страны продолжат экономить на комуслугах, готовой еде и продуктах питания, передает LS.
Как рассказала менеджер по развитию бизнеса AC Nielsen Kazakhstan Актолкын Берсебаева, выступая на Central Asia Fashion 2018, до кризиса треть накоплений казахстанцев была в обороте, а сейчас в кеше сосредоточены около 10%, тогда как 90% заморожены в виде банковских вкладов, депозитов в различной валюте.
"Эти цифры говорят об очень многом и дают бизнесменам надежду на то, что у людей есть деньги, и наша основная задача – мотивировать их потратить сбережения", - заявила Берсебаева.
Специалист по работе с розничными сетями AC Nielsen Kazakhstan Лейла Абишева отметила, индекс уверенности покупателей в Казахстане выше, чем в соседних странах. Однако, несмотря на это, казахстанцы продолжают экономить.
"Более 70% опрошенных казахстанцев заявили, что все еще продолжают экономить. Больше всего они урезают свои расходы на покупку новой одежды (53%), развлечениях вне дома (53%), приобретении новых девайсов (40%), переходят на более дешевые продукты питания (42%), а также сокращают расходы на отпуск и выходные", - заявила Абишева.
Однако почти 80% опрошенных заявили, что у них остаются средства после оплаты основных расходов. Как заявила Абишева, казахстанцы тратят на покупку новой одежды (34%), погашение задолженности по кредитным картам (31%), откладывают на депозит (25%), тратят на развлечения вне дома (23%), а также откладывают на отпуск (18%).
Однако, судя по опросам, казахстанцы верят, что последствия кризиса пройдут, и в будущем они будут больше зарабатывать и лучше жить. Поэтому готовы тратить в будущем больше.
Так, если сейчас на электроэнергии и комуслугах экономят 27%, то после кризиса эту модель поведения планируют сохранить 19% опрошенных.
Урезать расходы на покупку готовой еды намерены 17% населения (сейчас – 28%), на продукты – 16% (сейчас 42%), на одежду – 15% (сейчас 53%), а на приобретение новых девайсов – также 15% (сейчас 40%).