В Казахстане озвучили меры по недопущению дефицита и роста цен на ГСМ, передает LS.
По словам министра энергетики Болата Акчулакова, планируется создание резервов нефтепродуктов у крупных потребителей.
Так, в I квартале будут созданы резервы на базе "КазМунайГаза" в объеме 150 тыс. тонн и "Қазақстан темір жолы" в объеме 50 тыс. тонн.
Что касается дизельного топлива, то в этом году для стабилизации ситуации не удалось использовать госматрезервы из-за их ограниченности, там было всего 15 тыс. тонн, сообщили в ведомстве.
Но для решения вопроса в Минэнерго планируют скоординировать ремонтные работы на НПЗ и отгрузки дизеля для аграриев.
"В целях минимизации эффекта от совпадения сроков проведения ремонтных работ на НПЗ с полевыми работами будут приняты следующие меры: отгрузка дизтоплива для нужд сельхозтоваропроизводителей будет осуществляться с февраля 2022 года, то есть на месяц раньше прежних сроков (объем поставок составляет 800-850 тыс. тонн в год.). Также планируется передвинуть срок ремонта на Шымкентском НПЗ на ноябрь 2022 года (с возможностью переноса на 2023 год). А ремонт на Павлодарском заводе провести в период с конца июня до середины июля 2022 года, то есть после завершения посевной", – сказал он.
Кроме того, по недопущению дефицитов ГСМ в будущем министерством выработаны следующие меры: расширение перерабатывающих мощностей на Шымкентском НПЗ, переход на увеличенный межремонтный период НПЗ, оснащение нефтебаз контрольными приборами учета.
Министр более подробно рассказал о расширении мощностей на Шымкентском НПЗ.
"Действующая мощность ШНПЗ – 6 млн тонн в год. Наличие земельных участков на территории НПЗ, налаженная существующая инфраструктура, синергия с действующим производственным комплексом, расположение на растущем рынке потребления позволяют расширить перерабатывающую мощность завода до 9-12 млн тонн в год", – уточнил Акчулаков.
Вместе с тем остаются открытыми вопросы обеспечение нефтью, цены на внутреннем рынке, расширение трубопроводной системы на участках Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь.
"По переходу на увеличенный межремонтный период НПЗ хочу сказать, что проведен анализ, совокупное время остановок достигает более 100 дней в год. В связи с этим разработан график ремонтов на пятилетний период, предусматривающий проведение капитального ремонта только одного из трех НПЗ один раз в год, что позволит выровнять объем производства по годам. Также текущие ремонты будут проводиться только по мере необходимости. Будет проведена оценка оптимизации сроков ремонтов на 2023-2026 годы", – резюмировал министр.
Ранее сообщалось, что в Казахстане планируют существенно поднять акцизы на ГСМ, но при этом сдерживать цены для потребителей. Напомним, полгода АИ-80 стоит 89 тенге за литр, АИ-92 – 182 тенге за литр, АИ-93 – 182 тенге за литр, АИ-95 – 215 тенге за литр, дизтопливо – 230-260 тенге за литр.