Казахстан стал рынком сбыта для российских авто - эксперты

Специалисты авторынка считают законопроект по запрету производства с третьими странами нечестным

2 марта 2017 года

Казахстанские эксперты в сфере авторынка возмутились тем, что в стране действует ограничение по созданию производства со странами, не входящими в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), передает LS.

Председатель Союза независимого автобизнеса Казахстана Тимур Жаркенов считает, что норма способствует России сбывать свои товары на рынки Казахстана и Беларуси. Он назвал две причины, которые заставляют страну покупать товары из Федерации: 26-е приложение к договору о ЕАЭС закрепил региональный принцип исчерпания прав на товарные знаки. Следствием является ограничение, это фактически запрет свободного ввоза товара не с территории стран - членов союза.

"Следующим этапом запретили создание новых совместных производств со странами, не являющимися членами ЕАЭС. Таким образом, учитывая отсутствие научно-технологической базы для собственного производства, не сможем развивать направление по местной сборке. Из этих двух договоров следует, что мы будем вынуждены приобретать только продукты российского автопрома", - заметил Жаркенов.

Собеседник добавил, что региональный принцип исчерпания прав и запрет совместного производства с третьими странами - это два паззла одной картины.

"По сути дела, Казахстан стал придатком России именно по части машиностроения, потому что мы не можем сами инициировать данное производство на территории страны. Для этого нужны технологии извне, что запрещено.  Конечно, надо более детально изучить этот норматив, чтобы предъявлять претензии", - пояснил он LS.

Жаркенов отметил, что вопрос надо прорабатывать в рамках Евразийской экономической позиции. Но перед этим, Казахстану нужно выработать свою позицию на этот вопрос.

"Необходимо подключить к рассмотрению и принятию решения на площадке ЕАЭС независимые структуры и депутатов парламента. Мы, как Союз независимого автобизнеса, учитывая наш опыт работы в рамках страны и взаимодействия с ЕЭК готовы представлять и реально отстаивать интересы отечественного бизнеса в данном вопросе", - заключил он.

В свою очередь независимый эксперт Дияс Валихан считает несправедливым тот факт, что запрет по созданию производства с третьими странами не распространяется на Россию. Ранее депутат мажилиса Кенес Абсатиров отметил, что документ обязывает Казахстан и Беларусь, но не Россию, прекратить заключать новые соглашение на сборку моторных транспортных средств по нескольким товарным позициям с участниками внешнеэкономической деятельности.

"Однозначно, это лоббирование интересов России, чтобы мы не собирали машины сами, а покупали их у нашего северного соседа, где на данный момент существует более 15 автопроизводителей. Что предпринять? Пересматривать условия, уравнивать в правах все страны участников союза", - заметил Валихан.

Он отметил, что на данный момент в Казахстане собирают более 35 моделей автомобилей от нескольких зарубежных производителей. Но при этом доля машин из России достаточно велика.

"Казахстанский хит 2016 года - Toyota Camry, производится в России. Другие авто из топ-10 по итогам 2016 года, Hyundai Accent, VW Polo и несколько моделей Renault, тоже из России. Вывод: российская экспансия уже состоялась, а изменение решения евразийского экономического совета ничего не изменит в корне", - пояснил собеседник LS.

Он отметил, что в Казахстане есть уже есть два предприятия, занимающиеся сборкой авто. Но их загруженность не была стопроцентной.

"Учитывая наше небольшое население, Казахстану хватило бы и одного завода, который будет работать с большей загрузкой линий. Чем сильнее оборот, тем ниже цена и быстрее возврат инвестиций. А что мы имеем в итоге? Два завода, которые не загружены в полной мере. К сожалению, я не знаю точный процент загруженности казахстанских автозаводов в данный момент, но если судить по продажам машин, собираемых на наших заводах, заводы практически простаивают", - заключил эксперт.

Председатель автомобильного союза Эдуард Эдоков пояснил, что не изучал детально законопроекты ЕАЭС, однако если в соглашениях указан прямой запрет для Казахстана открывать новые производства, то это дискриминирует страну.

"А это недопустимо, так как ЕАЭС подразумевает равноправное партнерство. Возникает вопрос: кто инициировал, готовил, обсуждал, согласовывал и подписывал данные соглашения, если в них Казахстан и Беларусь ставятся в позицию зависимых от России? Вот с этих лиц тогда и надо жестко спросить за это. А отчественный авторынок, на мой взгляд, уже давно двигается в сторону "узбекского сценария". Всевозможные ограничения по ввозу автомобилей для независимых импортеров, различные дополнительные пошлины и сборы на новые автомобили, внедрение протекционистских мер для поставок российских автомобилей (та же система ЭРА-ГЛОНАСС, которая выгодна России, а для Казахстана лишь сужает модельные ряды поставляемых автомобилей) и так далее. Только вместо Daewoo мы получим российские "Лады", - заметил эксперт. 

Напомним, согласно решению Высшего евразийского совета, Казахстан не имеет права открывать новые производства по сборке автомобилей совместно со странами, не являющимися членами ЕАЭС. Об этом на пленарном заседании мажилиса заявил депутат Кенес Абсатиров.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.