Казахстанский автопром отрежут от зарубежных партнеров

Данная мера распространяется на все страны-участницы ЕАЭС кроме России

22 февраля 2017 года
    

Согласно решению Высшего евразийского совета, Казахстан не имеет права открывать новые производства по сборке автомобилей совместно со странами, не являющимися членами ЕАЭС. Об этом на пленарном заседании мажилиса заявил депутат Кенес Абсатиров, передает корреспондент LS.

Казахстанские предприниматели, по словам народного избранника, поставлены в неравные условия в рамках некоторых соглашений ЕАЭС.

 "Удивляет, каким образом прорабатывали эти документы представители Казахстана, беря на себя обязательства, прямо ущемляющие национальные интересы. К сожалению, такие пробелы часто замалчиваются", - возмутился депутат. 

В качестве примера он привел норму решения Высшего евразийского экономического совета от 29 мая 2014 года №72, определяющего условия промышленной сборки моторных транспортных средств на территории ЕАЭС. 

"Пункт два этого документа обязывает Казахстан и Белоруссию прекратить заключать новые соглашение на сборку моторных транспортных средств по нескольким товарным позициям с участниками внешнеэкономической деятельности. Причем на саму Россию этот запрет не распространяется", - рассказал Абсатиров

Он отметил, что это противоречит базовым принципам союза по равноправию и взаимовыгодному сотрудничеству. 

"Что это за равноправие, если обязанности распространяются только на две стороны? Что это за взаимная выгода, если новые инвестиционные проекты в данной сфере имеет право реализовать только одна сторона? Значит остальные страны будут вынуждены приобретать современные транспортные средства только у России, причем в монопольном порядке", - пояснил депутат последствия этого решения. 

Он отметил еще одну дискриминационную норму в этом документе - подпункт 4, пункта 1.  

 "Здесь предусмотрено увеличение квоты по проектам промышленной сборки, но только для Белоруссии и то с согласования с Россией.  Прослеживается подчиненное положение Белоруссии, которая обязана что-то согласовывать. Но у машиностроительной отрасли Казахстана даже такой возможности нет, у нас есть только обязанность прекратить открывать новые производства по промышленной сборке и все! А Россия вообще никому ничем не обязана, но имеет право отказывать или разрешать Белоруссии создавать новые проекты", - возмутился Абсатиров. 

Он недоумевает: почему казахстанскую экономику ставят в зависимость от производства в стране, которая даже не является лидером мировых технологий в автомобильной сфере?

"С каких пор "Лада" стала считаться технологичнее и инновационнее, чем Toyota и Mercedes? Фракция "Ак жол" усматривает в этом угрозу дальнейшего разрыва и технологического отставания нашей экономики, причем не только от мировых лидеров, но и от не самых передовых российских технологий. Эти ограничения закрывают возможности перед Казахстаном для поиска в мире новых технологических решений", - объяснил депутат. 

От имени фракции он попросил премьер-министра Бакытжана Сагинтаева инициировать изменения в это решение Высшего евразийского совета, предусмотрев в нем возможность новой промышленной сборки авто. И поручить министерству энергетики и министерству по инвестициям и развитию внести изменения в совместно утвержденные правила стимулирования производства в Казахстане транспортных средств, заменив в них требования о наличии соглашение на промышленную сборку на инвестиционные контракты.

Между тем министр национальной экономики Тимур Сулейменов считает, что дискриминационных норм для автопрома Казахстана в ЕАЭС нет.

 

Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.