Казахстан проигрывает России и Беларуси в легкой промышленности

18 сентября 2014 года
Внедрение маркировки продукции легкой промышленности на территории Таможенного союза (ТС) негативно скажется на казахстанском бизнесе. Такого мнения придерживаются в Национальной палате предпринимателей (НПП), передает корреспондент LS. Так, официальное обоснование внедрения маркировки товаров легкой промышленности Евразийской экономической комиссии - это борьба с контрабандой и контрафактом. Однако, по мнению зампредседателя правления Нацпалаты предпринимателей Рахима Ошакбаева, введением института маркировки этих проблем не решить. Напротив, данная система усложнит работу казахстанского бизнеса. «Если система будет внедрена, это повысит  транзакционные издержки ведения бизнеса, увеличит полномочия проверяющих органов и, в целом, осложнит условия для бизнеса. Внедрение маркировки принципиально противоречит тому курсу, который поручил правительству придерживаться президент – максимальное упрощение ведения бизнеса. Нацпалата выступает против введения института маркировки», – заявляет Р.Ошакбаев. Р.Ошакбаев подчеркнул, что маркировка увеличит себестоимость продукции, что тяжело отразится на товарах с низкой стоимостью. При этом он заметил, что первый вице-премьер России Игорь Шувалов при обсуждении вопроса о внедрении маркировки, подчеркнул, что данная система будет введена в РФ в любом случае - с участием Казахстана или без. Между тем, нацпалата выступила со встречным предложением о том, что решение о введении маркировки на территории страны должно приниматься самостоятельно каждым членом-государством, а не советом Евразийской экономической комиссии. «В этом случае, если производимый в Казахстане товар будет ввозиться в Россию, то наш экспортер может приобрести у эмитента марки, наклеить или нашить их на свою продукцию и без проблем экспортировать их в Россию. Так сейчас происходит с алкогольной продукцией. Мы считаем, это оптимальный компромисс», – полагает зампредседателя правления НПП. Р.Ошакбаев также напоминает о существовании технического регламента по безопасности продукции легкой промышленности, предусматривающем маркировку. «В этом техрегламенте указаны требования к маркировке: страна-производитель, наименование. Полагаем, этого достаточно», – считает он. Вместе с тем и.о. секретаря комитета обрабатывающей промышленности Нацпалаты Нурлан Сакуов добавляет, что Казахстан в отличие от других стран ТС не испытывает острой потребности в маркировке продукции легкой промышленности . «Мы не видим актуальности в маркировке для нашей страны. Если посмотреть  взаимный оборот в рамках Таможенного союза в сфере легкой промышленности, то доля Казахстана в текстильной промышленности составляет 4,5%, Беларуси – 60%, России – 35%. Поэтому эти страны заинтересованы больше, у них есть товарный знак, большие инвестиции», – поясняет он. Н.Сакуов утверждает, что маркировка обременительна для бизнеса и не интересна для легкой промышленности, что может привести к снижению конкуренции среди отечественных производителей. «В Казахстане нет такой проблемы, как защита от контрафакта. Мы неконкурентоспособны с российскими, белорусскими и импортными товарами», – констатирует он. С коллегами согласен директор департамента таможенного регулирования НПП Алихан Мамбеталин. Он отмечает, что в настоящее время Казахстан не в состоянии навести порядок в сфере производителей алкогольной продукции, не говоря уже о легкой промышленности, где объемы в разы больше. «На примере маркировки алкогольной продукции, действующей в Казахстане на протяжении многих лет, не наблюдается существенного контроля и увеличения платежей в бюджет. Количество производителей алкогольной продукции наперечет – около 30 и небольшой перечень официальных импортеров. И то не можем в этой сфере навести должный порядок. А здесь речь о массовых товарах», – сообщает эксперт. В Нацпалате предлагают сделать маркировку добровольной, и для стимулирования предпринимателей ввести поощрение в виде снижения таможенных пошлин или административного контроля. «Если предприниматель использует маркировку, то при таможенном оформлении ему дают «зеленый свет», снижают административный контроль и так далее. Тогда предприниматели будут заинтересованы в маркировке. Либо предпринимателям, завозящим промаркированную продукцию, снизить ставку таможенной пошлины. Тогда это будет естественный процесс», – поясняет А.Мамбеталин. Инициатива внедрения маркировки, по словам А.Мамбеталина, поступила от российских крупных ритейлеров, а именно от Ассоциации компаний розничной торговли «АКОРТ». По его мнению, от введения данной системы выиграют компании, производящие марки и крупные ритейлеры, уже наладившие процесс маркировки. В НПП сообщили, что стоимость одной марки в зависимости от сложности и степени защищенности марки колеблется от 15 тенге до $1. Также от заинтересованных сторон в ЕЭК поступают предложения внедрить QR-коды. По данным Нацпалаты, один QR-код стоит 10 тенге. Например, акцизная марка, которая клеится на табачные и алкогольные изделия стоит 35 тиын. В год производители тратят на акцизы 160 тыс. тенге. В НПП отмечают, что в случае введения QR-кодов компаниям-производителям таких кодов открывается рынок объемом не меньше 20-30 млрд в год.

Гульназ Нурайхан

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.