Казахстан может столкнуться с логистическим кризисом, если не успеет

вчера

В условиях стремительного развития транзитного потенциала Казахстана вопросы логистики выходят на первый план. Как стране удается справляться с растущим объемом грузоперевозок? Какие проблемы остаются нерешенными, несмотря на активное участие государства и бизнеса? Чтобы разобраться в этих вопросах, мы обратились к одному из признанных экспертов в сфере логистики – предпринимателю Жубанышу Мустафину, основателю компании Green Light, которая занимается созданием логистической инфраструктуры и внедрением цифровых решений в транспортной отрасли Казахстана.

В последние годы Казахстан делает серьезные шаги по превращению своей территории в стратегический транзитный мост между Китаем и Европой. Государство инвестирует миллиарды тенге в строительство автомобильных и железных дорог, модернизацию портов, внедрение цифровых решений на таможне и логистических маршрутах. 

Жубаныш Мустафин Однако стремительное развитие коридоров и рост грузопотока на фоне геополитических изменений обострили одну из наиболее критичных проблем казахстанской логистики – острый дефицит складской инфраструктуры.

По данным аналитических отчетов, таких как исследования Colliers International и Kazakhstan Logistics Association, в крупных логистических центрах страны – Алматы, Астане и районе Хоргоса – спрос на современные склады класса А уже превышает предложение в два-три раза. При этом большинство имеющихся объектов построено в начале 2000-х годов и не соответствует современным требованиям по температурному режиму, высоте потолков, автоматизации и IT-инфраструктуре.

С этим дефицитом напрямую сталкиваются все участники логистической цепи, от производителей и экспортеров до международных перевозчиков. Эксперт в области логистики, основатель компании Green Light Жубаныш Мустафин считает, что проблема не просто в нехватке складов, а в несоответствии темпов логистического строительства реальным грузопотокам и географии трансграничных операций.

"В последние два года мы наблюдаем резкий рост объемов перевозок через Казахстан по направлению Китай – Европа – Китай. Однако инфраструктура не успевает адаптироваться. Строительство дорог и модернизация портов идут быстрее, чем создание складских мощностей. Это создает узкие места, особенно на участках, где идет перераспределение и консолидация грузов", – комментирует Жубаныш Мустафин.

По его словам, Green Light занимается не просто транспортной логистикой, а системной инфраструктурной работой. Компания выстраивает мультимодальные узлы, где складские мощности интегрированы с цифровыми системами учета, автоматизированными воротами, охрано и даже платформами для электронного взаимодействия с таможней. 

"Мы видим, как перевозчики теряют до трех суток только из-за отсутствия мест временного хранения с контролем температуры и условиями безопасности. Это особенно критично для фармацевтических и аграрных грузов. Если страна хочет сохранить конкурентоспособность как транзитный коридор, необходимо развивать именно качественные, автоматизированные складские центры. Это должна быть государственная политика, с учетом частных инвестиций", – отмечает Мустафин.

Согласно национальной программе развития транспортной инфраструктуры, к 2030 году Казахстан планирует увеличить мощность международных коридоров. Пропускная способность "Север – Юг", активно развивается и достигнет уровня 20 млн тонн в год.

Несмотря на то, что в 2024-2025 годах правительство Казахстана активно прорабатывает стратегию по созданию транспортно-логистических и торговых хабов, включая проекты в Хоргосе, Актау, Курык и на границах с Узбекистаном и Кыргызстаном, эти инициативы все еще находятся на стадии проектирования или начального строительства. 

"Государство видит проблему и работает над ее решением, и это, безусловно, позитивно. Но бизнес уже столкнулся с дефицитом складов класса А и нехваткой распределительных центров. Green Light вынуждена закрывать этот пробел своими силами, развивая инфраструктуру в условиях опережающего спроса", – говорит Мустафин.

Мустафин регулярно участвует в экспертных обсуждениях по развитию логистических коридоров и выстраиванию мультимодальных систем на уровне частно-государственного партнерства. По его мнению, государству необходимо не только предоставлять землю под строительство, но и субсидировать подключение к инженерным сетям, что составляет до 30% затрат на создание логистического объекта.

"У нас в Казахстане достаточно предпринимателей, готовых инвестировать в логистику. Но пока это слишком рискованно – без поддержки государства, без гарантий арендаторов, без четкого плана по распределению грузопотоков. Нужна системная логистика – не только дороги, но и инфраструктура вокруг них", – подчеркивает эксперт.

Реализация таких решений может дать мультипликативный эффект для всей экономики страны. Современные логистические центры создают рабочие места, ускоряют доставку продукции, снижают потери товаров и открывают новые возможности для малого и среднего бизнеса в регионах. Кроме того, качественная логистика повышает инвестиционную привлекательность Казахстана, особенно в глазах международных компаний, заинтересованных в стабильном и прозрачном транзитном маршруте.

Как предприниматель и эксперт, Жубаныш Мустафин уже доказал свою способность реализовывать масштабные проекты и предлагать системные решения. В 2024 году Жубаныш Мустафин был признан "Логистом года" на премии PRIME One Awards, а также получил награду Gold Bar Award за вклад в цифровизацию логистики. Его компания Green Light стала одной из немногих в стране, кто выстраивает логистику по стандартам ЕС и Китая одновременно, интегрируя технологические и организационные подходы. Сегодня Green Light обрабатывает более 3 млн заказов в год, сотрудничая с ведущими маркетплейсами Казахстана.

Жубаныш Мустафин не просто развивает логистическую инфраструктуру, он влияет на формирование стандартов отрасли. Его подход, объединяющий ИТ, стратегию и операционное управление, стал образцом для новых игроков на рынке. Его экспертиза востребована как в частном секторе, так и при реализации национальных инфраструктурных инициатив.

Материал подготовлен Ангелиной Ким

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Последние новости:
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.