Каскадные последствия: как проблемы в энергетике бьют по экономике Казахстана

В том числе растут цены на товары и услуги

сегодня

В Казахстане планируют раз и навсегда избавиться от серьезного дефицита электроэнергии. Управляющий директор НПП "Атамекен" Жакып Хайрушев сообщил LS, что для этого нужно решить системные проблемы отрасли.

В беседе с LS он отметил, что электроэнергетика страны вступает в новый этап развития. В течение последних лет реализуются масштабные реформы для прозрачности, эффективности и устойчивости рынка. В том числе механизм Единого закупщика позволил централизовать распределение электричества, устранив непродуктивных посредников. Были налажены расчетные отношения между генерацией и потребителями.

Однако, по словам Ж. Хайрушева, несмотря на прогресс, сохраняется ряд системных проблем, которые тормозят дальнейшее развитие отрасли.

"На балансирующем рынке мы фиксируем недостаточную дисциплину оптовых участников. Крупные потребители и отдельные энергопроизводящие организации (ЭПО) нередко уклоняются от добросовестного планирования, не подают или искажают суточные графики использования и выработки. Это приводит к серьезным отклонениям, дестабилизации Единой энергосистемы (ЕЭС) и необходимости аварийного импорта электричества, что, в свою очередь, удорожает закупки ресурса и негативно отражается на конечной цене для потребителей, в том числе малого и среднего бизнеса", – пояснил автор Telegram-канала Haırýshev energy.

Кроме того, как сообщил Ж. Хайрушев, наблюдается роль так называемых провайдеров баланса – частных нерегулируемых организаций. Они заключают прямые договоры с генерацией, минуя Единого закупщика. Формально их деятельность осуществляется в рамках правил балансирующего рынка. Но на практике формируются параллельные расчетные потоки, снижается управляемость, а также размывается сама суть централизованного планирования, ради чего и был создан вышеназванный механизм.

"Не менее важная проблема – отсутствие эффективных стимулов для модернизации энергомощностей. Несмотря на существование соответствующего рынка, ответственность за аварийные остановки блоков и повторные их ремонты размыта. Это снижает инвестпривлекательность отрасли", – отметил собеседник LS.

Ж. Хайрушев считает, что сегодня как никогда важно не только модернизировать нормативную базу, но и обеспечивать ее реальное исполнение.

"Усиление роли системного оператора, ужесточение ответственности за несоблюдение графиков, повышение прозрачности действий всех участников и совершенствование правил функционирования рынка мощности – вот те направления, без которых невозможно двигаться вперед", – категоричен эксперт.

Он уточнил, что энергетика – это стратегический ресурс. От того, насколько эффективно будет функционировать рынок, зависит не только развитие страны, но и доверие со стороны бизнеса, а также потребителей к проводимым реформам.

По словам Ж. Хайрушева, проблемы, которые сегодня есть на балансирующем рынке света, оказывают все более ощутимое влияние на экономику страны. Главным риском является утрата управляемости и предсказуемости в ЕЭС. Собеседник LS объяснил: когда участники рынка, будь то генерация или крупные клиенты, не соблюдают режимы планирования, это вызывает суточные дисбалансы между выработкой и потреблением. Чтобы закрыть разрыв, системный оператор вынужден привлекать наиболее дорогие источники энергии, включая импорт из-за рубежа, прежде всего из России.

"Сегодня это уже не просто технический вопрос, а прямая ценовая нагрузка, которая в конечном счете ложится на плечи потребителей. И наиболее уязвимыми в этой ситуации оказываются именно представители малого и среднего бизнеса. Не имея доступа к прямым договорам с генерацией, они приобретают услугу либо у Единого закупщика, либо через региональные электросетевые компании (РЭК), где цена также зависит от условий. В обоих случаях в тариф включаются все издержки от непредсказуемости и неэффективности рынка. Чем выше дисбалансы, чем дороже аварийное покрытие, тем больше итоговая цена, которую платит МСБ, не влияя при этом на ключевые рыночные процессы", – посетовал Ж. Хайрушев.

Кроме того, как отметил собеседник LS, постоянные отклонения и отсутствие прозрачности в механизме балансировки подрывают доверие со стороны инвесторов. Для МСБ, работающих в энергоемких отраслях или планирующих модернизацию, такие условия создают дополнительную неопределенность и сдерживают развитие. Уже выявляются случаи, когда рост затрат на энергоресурсы напрямую влияет на конкурентоспособность отечественных товаров, особенно на фоне импортной продукции из стран с более стабильной тарифной политикой.

"Таким образом, сегодня мы наблюдаем, как технические и управленческие искажения в одной части рынка создают каскадные последствия по всей экономике от роста себестоимости товаров и услуг до сдерживания предпринимательской активности. Поэтому задача выработки справедливых и прозрачных механизмов балансировки – это уже не внутренняя тема энергетиков, а вопрос устойчивости страны", – заверил эксперт.

Одним из наиболее критичных рисков в текущей модели балансирующего рынка Ж. Хайрушев назвал снижение дисциплины участников. Все больше ЭПО и крупных потребителей предпочитают не подавать заявки в систему суточного планирования и действовать вне рамок Единого закупщика. Такая фрагментарность разрушает саму суть централизованного подхода.

Помимо этого, растут так называемые внутрисуточные контракты между генерацией и частными провайдерами баланса, которые де-факто создают параллельный рынок. Эти соглашения часто заключаются без полноценной увязки с графиком потребления, без должного учета ремонтных режимов и слабо регулируются с точки зрения соблюдения качества балансировки. В результате в системе происходят резкие отклонения в нагрузке до сотен МВт в течение суток, что уже фиксируется по оперативным данным.

Также в отрасли отсутствуют механизмы ответственности за повторяющиеся аварии или затяжные ремонты на генерирующем оборудовании. Сегодня некоторые станции включаются в рынок мощности и получают компенсации за готовность, но при этом допускают длительное невыходы или систематические остановки одного и того же оборудования. Это означает, что потребители, включая МСБ, фактически платят за неоказанную услугу.

"Кроме того, рынок допускает ситуацию, при которой одни участники строго соблюдают планирование и добросовестно платят за отклонения, а другие продолжают действовать в обход, не неся адекватной ответственности. Это создает асимметрию в условиях работы и стимулирует недобросовестные практики", – заметил эксперт.

Немаловажным фактором является ослабление роли системного оператора в вопросах контроля и координации. Суточные отклонения в энергобалансе в направлении север – юг и на западе страны не только ведут к аварийному импорту из-за рубежа, но и подрывают синхронную работу с внешними энергосистемами.

"Все эти элементы в совокупности указывают на необходимость пересмотра балансовой архитектуры рынка, усиления контроля, внедрения объективной ответственности и устранения регуляторных пробелов, пока они не переросли в системный кризис", – пояснил Ж. Хайрушев.

Он отметил, что для решения проблемы НПП "Атамекен" предлагает комплексную и поэтапную корректировку механизмов функционирования балансирующего рынка, опираясь на принципы справедливости, предсказуемости и равных условий для всех участников.

"Институт Единого закупщика был создан по инициативе государства, в том числе для устранения хаотичности в расчетах, повышения прозрачности и контроля над режимами генерации и потребления. Однако текущая практика показывает, что без дополнительных корректировок эти цели не будут достигнуты", – заметил собеседник LS.

Во-первых, по его словам, необходимо обязать всех крупных потребителей участвовать в суточном планировании. Сегодня многие субъекты с мощностью свыше 1 МВт уклоняются от подачи графиков и заключают прямые соглашения с генерацией, минуя Единого закупщика. Это дестабилизирует общий баланс и несправедливо по отношению к тем, кто следует установленным правилам.

Во-вторых, нужно вернуть ответственность для участников рынка мощности, которые не выполняют свои обязательства. Если ЭПО получает компенсацию за поддержание готовности, но фактически не обеспечивает ее, такие случаи должны фиксироваться и наказываться через корректировку оплаты или применение штрафов.

В-третьих, предлагается пересмотреть формулу расчета коэффициента ответственности (k₄), усилив ее компонентом, учитывающим повторяемость отказов оборудования или затяжных ремонтов. Это станет стимулом для реальных инвестиций в надежность, а не просто участия в механизме ради дохода.

Также важным направлением является усиление институционального надзора. Ж. Хайрушев предлагает расширить состав президиума Совета рынка за счет представителей ВИЭ, энергоаудита, потребителей и экспертов, чтобы его решения не носили формального характера, а отражали интересы всей отрасли.

"Наконец, мы настаиваем на проведении широкого обсуждения на площадке министерства энергетики с участием всех заинтересованных сторон. Только через диалог и системный подход можно устранить дисбалансы, не создавая дополнительных проблем для бизнеса и населения. Наша цель – не дестабилизировать рынок, а помочь навести в нем порядок на основе прозрачности, ответственности и технологической устойчивости", – сообщил собеседник LS.

Он отметил, что бизнес готов и активно участвует в данных преобразованиях. Это связано с тем, что от стабильности и предсказуемости энергорынка напрямую зависит не только себестоимость продукции, но и инвестиционные решения, перспективы модернизации, сохранение рабочих мест. Особенно это касается МСБ, который лишен возможности напрямую выходить на генерацию и вынужден закупать электроэнергию по более высокой цене, в том числе из-за искажений на балансирующем рынке.

По словам эксперта, предприниматели понимают важность перехода от хаотичной модели к более управляемой и справедливой. Бизнесмены все чаще поднимают вопросы необходимости ответственности за отклонения от планов, честного распределения балансовых рисков, усиления надзора за действиями участников рынка, включая энергопроизводящие организации.

"Реформы в этой сфере необходимы, и бизнес готов содействовать. Главное, чтобы предложенные изменения были продуманными, обеспечивали равные правила игры и не перекладывали последствия несбалансированной политики на добросовестных потребителей", – заключил Ж. Хайрушев.

Ранее первый вице-премьер Роман Скляр сообщил о том, что сейчас Казахстан закупает извне порядка 2 млрд кВтч света. Особенно это ощущается в периоды пиковых нагрузок. При этом страна вынуждена брать энергию у соседей по достаточно высокой стоимости.

В связи с этим разработан план мер по введению новых мощностей до 2035 года. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.