Карибжанов: Основные "толкачи" инфраструктурных проектов - западные компании

Он рассказал о существующих сложностях, сопровождающие крупные инфраструктурные проекты

9 декабря 2016 года
    

Председатель совета директоров Visor Holding Айдан Карибжанов рассказал, почему в Казахстане не развивается индустриализация в желаемых темпах, передает LS.

Во время своего выступления в рамках форума Almaty Invest 2016 Карибжанов поделился своим опытом и обозначил существующие сложности, сопровождающие крупные инфраструктурные проекты.

"У нас проект, связанный с ветроэнергетикой. Мы им занимаемся уже пятый год и не сдвинулись с точки. Несмотря на большую поддержку проекта, до сих пор ничего не решено. Сначала два года обсуждали вопросы по тому, как будем присоединяться к сети и каким образом будет исчисляться тариф. После того, когда была найдена определенная цифра, случилась девальвация, которая опрокинула наши расчеты. Таким образом, была создана альтернативная реальность, через которую до сих пор не прорвались. А в настоящий момент идея альтернативной энергетики выходит из моды. По крайней мере в нынешней экономической ситуации, в которой мы находимся. Это характерный пример того, что очень часто, к сожалению, то, что нужно с точки зрения экономики (увеличение занятости, модернизация, индустриализация), не очень интересно инвестору. На свете есть тысячи других честных способов заработать денег, меньше тратя нервы, при этом добиваясь гораздо больших успехов. Поэтому инвестиции в подобные проекты - это героизм", - высказал мнение Карибжанов.

Он считает, что в первую очередь важно заинтересовать инвесторов. Однако для этого, по его оценкам, необходимы развитый фондовый рынок, ликвидность на рынке, наличие частных инвесторов в виде пенсионных фондов.

"У меня ощущение, что до сих пор, и это касается не только Алматы, но и всего Казахстана, основные так называемые "толкачи" таких инфраструктурных проектов - это в основном иностранные компании, которые хотят что-то продать. Благодаря "жадности" западных компаний, в хорошем смысле слова, они придумывают инфраструктурные проекты, которые навязывают, в хорошем смысле слова, нашим чиновникам. И в конце концов иногда что-то получается", - добавил председатель совета директоров Visor Holding.

По его мнению, нет смысла развивать индустриализацию в Алматы, когда можно сконцентрироваться в Павлодаре, где рядом находятся электростанции и другие заводы.

Карибжанов также высказал мнение о том, что стоит рассматривать развитие Алматы и Алматинской области вместе, как единый регион. В частности, по его мнению, акимату города стоит подумать "над развитием сети электричек в масштабах области, когда поезда ходили бы между крупнейшими городами и проходили бы непосредственно через мегаполис".

В ходе своего выступления Карибжанов уточнил, что у Visor Holding нет проектов в Алматы, при этом головной офис находится в южной столице. Он объяснил это тем, что здесь нравится атмосфера города.

"Если, к примеру, слишком долго находиться в Астане, то появляется "астанацентричное" видение мира. А из Алматы, на мой взгляд, немного более объективное. Большое видится на расстоянии", - уточнил собеседник.

Говоря о перспективах развития мегаполиса, Карибжанов позволил себе отступить от основной темы выступления и представил ситуацию, если бы столицей Казахстана оставался Алматы.

"Понятно, что у истории нет сослагательного наклонения, но было бы интересно посмотреть, каким был бы Алматы, если бы не было Астаны. Я думаю, что Баку - это характерный пример. Все большие доходы от нефти они бы концентрированно тратились в одном городе, который улучшался, и появлялось бы много интересных вещей. Наверное, это было бы хорошо, с одной стороны, централизация в одной точке. Но, с другой стороны, мы все понимаем, что, если бы еще и наше правительство находилось и плюс продолжалось притяжение людей, которые хотят переселиться в центральный город, то наблюдалась бы слишком большая концентрация людей в одном мегаполисе. Поэтому хорошо, что столицы вот так разделились. При этом, если посмотреть на Бишкек, то это пример Алматы, если бы в Казахстане не было нефти", - добавил он.

Возвращаясь к теме индустриализации, Карибжанов добавил, что основная общая черта городов в мире - это деиндустриализация.

"Например, в Нью-Йорке же никто ничего не производит, в Лондоне тоже нет никаких особенных производств. Крупные города производят все меньше и меньше", - закончил выступление председатель совета директоров Visor Holding.

В то же время председатель правления Банка развития Казахстана Болат Жамишев, который также присутствовал на данном форуме, считает, что Алматы располагает необходимыми резервами для развития производств.

"Сложно заставить население отказаться от старых авто и пересесть на дорогие, которые менее загрязняют экологию. Тем более на электромобили. Но вполне возможно строго подходить к выбору предприятий, размещаемых в индустриальной зоне. Это могут быть те организации, которые бы работали без давления на экологию", - уточнил Жамишев.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.