На прошлой неделе в комитете по финансам и бюджету мажилиса парламента был презентован бюджет на ближайшую трехлетку – 2016-2018 годы. О том, что сулят нам сухие сводки от министерства финансов, в материале обозревателя LS Артура Жуманова.
Самым важным сигналом, который прозвучал незадолго до появления законопроекта, стал публичный спор между министром национальной экономики Ерболатом Досаевым с одной стороны, а также министром финансов Бахытом Султановым и председателем комитета по финансам и бюджету мажилиса Гульжаной Карагусовой с другой.
Камнем преткновения стал вопрос перехода от трехлетнего к однолетнему планированию бюджета, где последние, что весьма симптоматично, выступили в роли инициаторов. О чем это говорит?
Обычно при формировании и планировании финансового документа страны в первую очередь требуется основной макроэкономический прогноз, на базе которого и формируется бюджетная политика. Он основан не только на прогнозе мировых цен на нефть и металлы, но и показателях внешней торговли, динамике развития базовых отраслей, а также ВВП.
Другими словами, наличие трехлетнего плана является индикатором, что правительство «видит ситуацию» и действует в рамках прогноза, исходя из конкретных цифр и расчетов. Другой вопрос, насколько реальным он окажется по факту.
На этом фоне призывы со стороны профильного ведомства (Минфин РК) перейти на однолетнее бюджетирование наглядно демонстрируют, что какого-либо определенного прогноза на ближайшие годы просто нет. И несмотря на то, что трехлетку сохранили, подобные дискурсы симптоматичны.
А если брать во внимание, что презентовал главный финансовый документ министр финансов Бахыт Султанов, то будет правильнее опустить цифры, относящиеся на далекие 2017-2018 годы и заострить внимание лишь на 2016 году.
Девальвационные доходы
Так, если верить проекту бюджета на 2016 год, казну ждет прирост доходов на 607 млрд тенге к году, из которых 284 млрд тенге приходится на налоговые поступления. Остальное, а это около 321 млрд тенге, будет обеспечено трансфертами из Нацфонда.
Прогнозы оптимистичные, если сравнивать текущие поступления с показателями годичной давности. Так, налоговые выплаты в республиканскую казну на текущий момент (16 сентября) составляют 2,73 трлн тенге. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года это на 593 млрд тенге (или на 18%) меньше, а год еще не закончился.
Больше всего просели доходы по корпоративному подоходному налогу (на треть, или на 211,3 млрд тенге), НДС (в 1,5 раза, или на 233,4 млрд тенге), а также поступления от международной торговли и внешних операций (в 1,5 раза, или на 220,8 млрд тенге). К этому стоит добавить сокращение таможенных сборов на 170 млрд тенге (в 1,5 раза) до 365 млрд тенге.
Пофакторный анализ прироста доходов в следующем году, по данным Минфина, показывает, что драйверами станут снижение сумм возврата НДС из бюджета (202,7 млрд тенге), изменение макроэкономических показателей (171,4 млрд тенге), а также рост курса тенге к доллару США (106,3 млрд тенге). Второй пункт связан с темпом прироста номинального ВВП на 8,1% и ростом валовой добавленной стоимости ненефтяного сектора.
При этом рост будет частично нивелирован снижением ставки экспортной таможенной пошлины на нефть с $60 до $40 за тонну, что приведет к выпадению 249 млрд тенге. Поскольку базовый курс тенге в проекте составляет 250 тенге за $1, то в долларовом эквиваленте льгота нефтяникам составит $1 млрд.
Таким образом, рост налоговых доходов во многом связан с «эффектом девальвации», которая, по прогнозу Минфина, увеличит конкурентоспособность экономики и бизнеса. Однако на деле реальный рост доходов идет за счет нефтедолларов из Нацфонда.
Нацфонд: второй год падения активов
За последние два года размер гарантированного трансферта из фонда будущих поколений вырос почти на 1 трлн тенге, с 1,38 трлн тенге в 2014 году до 2,3 трлн тенге в 2016-м. Если к этим суммам добавить целевые трансферты, то динамика роста и вовсе переваливает за планку в 1,23 трлн тенге.
Говоря языком цифр, ежегодный размер транша из Нацфонда с 2014 года вырос в 1,8 раз, с 1,58 трлн тенге до 2,761 трлн тенге. Доля трансфертов из него в структуре расходов бюджета за эти годы выросла почти в 2 раза, с 23,6% до 38%. А в структуре доходов - и вовсе с 28% до 42%.
Нынешний рост гарантированного трансферта с 1,7 трлн тенге до 2,3 трлн тенге главным образом «аргументирован» девальвацией. Если пересчитать по курсу тенге, рост трансферта составляет 35%, что равно размеру девальвации тенге с 185 тенге/$ до базового курса проекта бюджета в 250 тенге/$.
Немаловажно подчеркнуть и то, что в текущей ситуации оттоки из Нацфонда заметно превышают притоки. Так, объем транша в бюджет из фонда в текущем году определен на уровне 2,485 трлн тенге против поступлений в 1,8 трлн тенге. Последняя цифра, по расчетам Минфина, складывается при объеме добычи в 80,5 млн тонн нефти, базовой цены в $50/барр. и курсе 185 тенге/$.
Чистый нетто-остаток по денежным потокам, заложенный в текущем бюджете, составил почти «минус» 685 млрд тенге. На начало сентября 2015 года объем исполненных переводов в бюджет по линии Нацфонда превысил планку в 2 трлн тенге. Так что фактор девальвации незначительно скажется на отрицательной разнице.
На следующий год Минфин снизил прогноз по уровню добычи нефти до 77 млн тонн, базовой цены на нефть в $40/барр и установил курс в 250 тенге/$. Также в главном финансовом документе предопределены изъятия из Нацфонда в объеме 2,761 трлн тенге.
В результате положительный эффект от ослабления тенге нивелируется соответствующим ростом гарантированного трансферта в бюджет. А с учетом коррекции объема добычи и стоимости «черного золота», чистое сальдо денежных потоков в Нацфонд в 2016 году сохранится в отрицательной зоне.
Бюджетный пат
Презентуя в парламенте расходную часть, глава Минфина подчеркнул, что финансовые возможности бюджета на 2016 год сократились на 850 млрд тенге по сравнению с параметрами трехлетки на 2015-2017 годы. При этом глава Минфина упомянул, что «почти 90%» всех расходов являются текущими (обеспечивают функционирование госорганов), а 60% всех трат пойдут на социальные обязательства государства.
Другими словами, правительство затянуло бюджетный пояс до точки, за которой нас вероятно ждет либо повышение налогов, либо урезание социальных расходов. Других источников роста поступлений в казну у государства практически не осталось.
В этих условиях декларируемая контрциклическая бюджетная политика не большем чем фантом, а «бронирование» на 2017 год целевого трансферта в 750 млрд тенге ($3 млрд) из Нацфонда в спецрезерв правительства вероятно будет призван в очередной раз залатать бюджетную дыру.
Удастся ли «пересидеть» кризис уповая на восстановление сырьевых рынков на рубеже 2016-2017 году не есть радужная перспектива, но другой в предложенном бюджете пока просто не просматривается.