У казахстанских экспортеров есть возможность торговать на трех крупных международных площадках. В министерстве торговли и интеграции рассказали LS подробности.
По информации ведомства, центр торговой политики QazTrade помогает казахстанским производителям выходить на платформу Alibaba. Там начали торговать 100 компаний. Из них первые 50 компаний, выведенные в 2019-2020 годы, заключили соглашения на реализацию продукции на $45 млн.
От вторых 50 компаний, выведенных в 2020-2021 годы, ожидается экспортная выручка в $54,4 млн. В рамках третьей волны начался отбор еще 50 казахстанских поставщиков.
В Минтруда отметили, что предприниматели получают информацию о потенциальных возможностях зарубежного партнерства, логистических решениях, оформлении документов, налогообложении.
На площадке размещены более 4 тыс. казахстанских товаров, включая макаронные изделия, муку, мед, кондитерские изделия, мясо, напитки, растительные масла, мебель, одежду, товары для детей.
Также, по информации Минторговли, казахстанским экспортерам открыты Amazon и eBay.
Amazon является второй в мире электронной площадкой в секторе B2С.
"Ранее Казахстан не входил в список верифицированных стран, что создавало дополнительные юридические и логистические сложности, а также осложняло процедуру регистрации. Министерством велись переговоры по данному вопросу более полугода, и теперь не только Казахстан, но все центральноазиатские страны входят в данный перечень", – отметили в ведомстве.
На данный момент Минторговли формирует общие условия доступа на данную площадку.
Также для казахстанских экспортеров подготовлены шесть бренд-буков с пошаговыми алгоритмами по выходу на международные торговые площадки.
Кроме того, отечественные компании имеют право возместить затраты на проведение процедур, связанных с регистрацией на электронно-торговых площадках. При этом размер возмещения может составить до 80% в зависимости от уровня передела размещаемой продукции в соответствии с правилами.
Тем временем, согласно исследованию PWC и Ассоциации Цифровой Казахстан объем рынка розничной электронной коммерции за год вырос на 269 млрд тенге.
Согласно документу "Анализ рынка розничной электронной коммерции", за 2020 год объем рынка розничной электронной коммерции составил 596 млрд тенге. Тогда как за 2019 год – 327 млрд тенге. Рост на 269 млрд тенге, или 82%.
Участники опроса отметили, что также наблюдается увеличение в количестве транзакций (онлайн-заказов) на 20%, а среднего чека в тенге – на 52%. Объем рынка в долларах тоже вырос, однако менее, чем в тенге – на 72%, что может указывать на некоторую девальвацию тенге к доллару.
Отсутствие возможности приобретать товары в физических магазинах спровоцировало игроков на улучшение своих платформ, сервисов, процессов оплаты и доставки. Это повлияло на увеличение доверия со стороны потребителей и послужило более быстрому развитию электронной коммерции и росту спроса на приобретение товаров в онлайн-формате.
"Для электронной коммерции 2020 год был очень успешным. Он способствовал развитию E-commerce во всех отраслях. Компании, которые ранее не работали онлайн, очень сильно пострадали от введения ограничений, карантина и локдауна. Те, которые быстро смогли адаптироваться к ситуации, успешно развивают свой бизнес и сейчас. Как уже говорили ранее, покупатели стали более открыты к покупкам через онлайн и после снятия ограничений", – заметили в Mechta.kz.
Вместе с тем анализ показал, что доля онлайн-покупок, сделанных с телефона, возросла с 80% в 2019 году до 88%. Как отметили участники исследования, мобильные приложения и веб-сайты, как инструменты для электронной коммерции, продолжают развиваться и становиться все более удобными и адаптированными для использования со смартфонов. Это приводит к тому, что все больше людей пользуются мобильными телефонами для совершения покупок в интернете.
"Если на начало 2020 года 57% трафика приходилось с мобильных устройств, то к концу 2020 года – уже 73%. Это заставило нас пересмотреть адаптацию страниц сайта под телефоны, мы сделали множество различных изменений. Стоит отметить, изменения в чекауте, что увеличило конверсию в оформленный заказа на 27% за счет улучшенной адаптации под мобильные устройства", – заметили в "Леруа Мерлен Казахстан".
Также за 2020 год наблюдалось увеличение объема продаж в 1,8 раз, а количество транзакций – всего в 1,2 раза. Это объясняется тем, что клиенты стали совершать более дорогостоящие и весомые покупки (например, электронику и бытовую технику) либо стали заказывать большее количество товаров за один раз, что также подтверждается ростом среднего чека в тенге на 52%.
"Участники рынка электронной коммерции достойно справились с резко возросшим спросом на покупки в онлайне. Получив положительный первый опыт, потребители будут продолжать делать такие покупки далее. Также прошлый год продемонстрировал потенциал и важность электронной коммерции для розничной торговли, значительно ускорив ее дальнейшее развитие", – считают в Kaspi.kz.
Согласно исследованию, наибольший рост в 2020 году объема продаж пришелся на III квартал, где наблюдается резкий скачок (на 65%). Тогда как в аналогичном периоде 2019 года был спад в 2%. Многие игроки адаптировали свои бизнес-процессы к новым реалиям через цифровые трансформации, расширили спектр услуг, товаров и улучшили качество сервиса. Заказывать товары стало не только удобнее и быстрее, но и предпочтительнее для части людей.
"Несомненно, 2020 год был успешным для рынка розничной электронной коммерции в Казахстане. Большая часть населения, которые никогда ранее не покупали онлайн, пересмотрели свое отношение и сформировали свой первый опыт электронных покупок, в большей степени этот опыт был положительный. Предприниматели изменили свое отношение к омниканальности и стали больше уделять внимания развитию электронных каналов продаж и коммуникации с клиентами", – подчеркнули в "Леруа Мерлен Казахстан".
Что касается количества транзакций, то за год оно увеличилось не пропорционально росту продаж. То есть клиенты стали заказывать больше или более дорогие товары в одном чеке, что можно объяснить тем, что у людей появилось больше доверия к онлайн-покупкам. Это и отражается в росте среднего чека в тенге с 15 тыс. в 2019 году до 23 тыс. тенге в 2020 году.
В Kaspi.kz считают, что ключевым изменением в поведении потребителей стало резкое увеличение спроса в онлайне.
"Мы подключили к нашему маркетплейсу большое количество новых продавцов, тем самым расширили ассортимент товаров. Организовали бесплатную доставку по всему Казахстану, чтобы сделать покупки онлайн еще более доступными для клиентов", – пояснили в компании.
В Mechta.kz также согласились с тем, что доверие покупателей к онлайн-магазинам растет. Однако все еще есть клиенты, которые предпочитают живое общение с консультантом.
"Офлайн продолжает быть востребованным. Выбор товара не простой шаг для покупателя, поэтому мы активно работаем над контентом и отзывами, тем самым помогая покупателю сделать правильный выбор", – заметили в компании.
Помимо этого, участники исследования назвали основные тренды на рынке розничной электронной коммерции в 2021 году.
"Мы ожидаем, что малый бизнес будет активно вовлекаться в продажи через маркетплейсы. Увеличится количество предпринимателей, которые продают только онлайн и через маркетплейсы. Также бизнес будет расширять свой ассортимент, выходя в новые для себя вертикали", – считают в Kaspi.kz.
В "Леруа Мерлен Казахстан" видят тренд на быструю и дешевую доставку. Однако, с другой стороны, наблюдается повышенный интерес B2B-рынка.
"Клиенты говорят, что пересмотрели свое отношение к электронным покупкам и стали менее доверять черному рынку, на первый план выходит долгосрочное стабильное партнерство", – отметили в компании.
Тем временем в Mechta.kz добавили, что все больше игроков выходит на рынок и тем самым сильнее развивают конкуренцию за покупателя.
"Также основными трендами для E-Com можно будет назвать бесплатную и быструю доставку в любой регион страны. Немаловажный факт – удобство оплаты на сайте. Сейчас уже имеется много видов оплаты, таких как Apple Pay, Samsung Pay и прочее, некоторые даже начинают принимать оплату биткоином", – считают в компании.
При этом основными барьерами для развития этого сектора игроки называют налоговое законодательство и правила работы международных платежных систем, рост цен на трансграничные товары, недостаточное количество специалистов в этой сфере и так далее.
"Мы видим следующие направления для улучшения: качество мобильного интернета, особенно это ощущается в отдаленных регионах; расширение инфраструктуры и увеличение количества курьерских и логистических компаний", – резюмировали в Kaspi.kz.