Как заработать на моде в Казахстане

2 октября 2014 года
За три года интернет-портал о моде Look.tm превратилась в один из самых быстрорастущих проектов на казахстанском рынке, который стал окупаться уже через четыре месяца после запуска. В интервью LS основатель бизнеса Гульнар Тындыбаева призналась, что зарабатывать на отечественной моде можно, вопрос только в том, сколько именно. - Гульнар, расскажите, как вы впервые задумались о создании портала? Есть замечательный принцип в бизнесе – чтобы открыть собственный ресторан не обязательно уметь хорошо готовить. Достаточно нанять команду профессионалов, которые разбираются в своем деле. До look.tm я не была связана с миром моды, я работала в нефтяной корпорации, в отделе по управлению проектами. Именно там я научилась грамотной организации своего времени, умению находить нужных людей и ресурсы. Впервые я почувствовала вкус к предпринимательству в конце 2010 года. Я находилась в декретном отпуске и у меня была масса свободного времени, которое проводила в основном в Интернете. Однажды я зашла на казахстанский форум, в раздел, где женщины обсуждали, у кого какие туфли и подходят ли они к платью. Так появилась идея создать сайт о моде для казахстанских женщин. Сразу было решено сделать портал, на котором была бы собрана вся информация о казахстанской моде, ее создателях и событиях, с использованием большого количества фотографий. Ведь главная составляющая модной индустрии – визуализация. К тому же нашей целью было создать именно казахстанский продукт, без привязки к уже известным мировым брендам в глянцевой журналистике. - Через какое время удалось окупить проект? Когда мы только начинали говорить о разработке сайта, по моим приблизительным подсчетам, на него необходимо было около 200 тысяч тенге. Супруг согласился дать мне эти деньги. Когда мы уже начали работать над проектом с продакшн-студиями, выяснилось, что мой замысел стоит в несколько раз дороже - около $15 тысяч. Об этом я сказала мужу, на что он уже со смехом сказал, что верит в меня и знает, что я найду способ окупить затраты. Позже московские специалисты, создали сайт для меня дешевле на 40%, чем изначально планировалось. - В чем особенность вашего сайта, ведь на рынке достаточно успешных женских порталов? Первое, что мы хотели сделать – найти модных влиятельных персон в Казахстане, таких как, например, Эвелина Хромченко или Ксения Собчак в России. У нас в стране такие люди всегда были, проблема состояла в том, что они вращались в закрытых, узких кругах. Модная индустрия в нашей стране существовала сама по себе и в ней зарождались определенные тренды. В то время, как остальные казахстанцы, смотрят на дизайнерские решения европейцев и россиян.  Не секрет, что в нас живет некий «комплекс провинциалов»: Казахстан находится далеко от США и Европы, и многие до сих пор полагают, что новые тренды и течения доходят к нам с опозданием. Для нас задача была – соединить на нашей площадке: «модную» элиту и людей, для которых мода интересна лишь с практичной точки зрения - во что одеваться. Благодаря Интернету, эту цель мы осуществили. Мы начали с того, что стали публиковать фотографии красивых и модных казахстанцев, показывая тем самым, что нам тоже есть чем гордиться. К тому же проводили бесплатные фотосессии. В какой-то момент девушки сами начали к нам обращаться, наш портал стали узнавать. Подобная обратная связь дала многим возможность увидеть себя на нашем сайте. Конечно, сегодня много подобных изданий и блогов, которые делает что-то подобное. Но тогда мы были первыми. Хочу отметить, что денег на раскрутку сайта и дорогих фотографов у нас не было, мы сами писали тексты и снимали. Также мы начали работать с отечественными дизайнерами. Тогда в 2011 году никто из СМИ особо с ними не сотрудничал. Отмечу, что наш портал не претендует на звание эксперта в моде, мы просто занимаемся освещением событий и рассказываем о тенденциях. Если ты первый в бизнесе, то доверие к тебе всегда будет больше, даже если потом появятся более качественные и продуманные проекты. -Насколько тяжело было раскручивать проект на первых этапах? Я считаю, что когда ты увлечен проектом, любые трудности преодолеваются легко. Сайт окупился через четыре месяца после запуска. Для развития нам понадобилось порядка $10-12 тыс. Спустя три года мне кажется, что ничего трудного не было. Я все сделала правильно. На мой взгляд, с трудностями нужно справляться легко и быстро. Человек должен получать удовольствие от своего дела. В первую очередь, мне повезло с моим окружением – у меня очень хорошая команда профессионалов. Много времени и ресурсов я потратила на то, чтобы привлечь на свою сторону интересных людей, готовых серьезно работать. - Насколько востребована мода в Казахстане? Можно ли зарабатывать на ней деньги? Можно зарабатывать, вопрос только сколько именно. Те люди, которые разбираются в моде, могут себе позволить купить дорогую сумочку от Prada. И как раз для таких людей модный бизнес – скорее хобби, а не способ зарабатывания денег. У них нет особенной мотивации к раскручиванию бизнеса. - Какими качествами должен обладать человек, открывая бизнес, подобно вашему? В первую очередь, человек должен быть экстравертом, так как медиа-бизнес в целом подразумевает активное общение. Я интроверт и мне поначалу было немного сложно постоянно поддерживать связь со многими людьми, ходить на вечеринки, где крутятся в основном одни и те же люди. Эту проблему я решила с помощью главного редактора Look.tm Айжан Бекмухамедова, она регулярно и с удовольствием ходит на все мероприятия. Еще одно важное качество для бизнесмена в нашей стране- это умение говорить «нет». Очень часто рекламодатели не воспринимают всерьез СМИ, особенно, если его руководитель женщина. В Казахстане принято, что ради сохранения дружеских отношений с человеком, приходится соглашаться на определенное сотрудничество. Важно донести до рекламодателя, что ты выдаешь зарплату своим сотрудникам не сумками или косметикой. Я научилась говорить «нет». Самое главное в моем бизнесе – люди, которые осуществляют колоссальный труд и его нужно уважать. Это мой основной капитал. gulnar2_lsm- В Казахстане существует мнение, что без поддержки не пробиться в бизнесе. Вы согласны с данным выражением? Если человек захочет заработать миллионы долларов без покровительства в Казахстане не обойтись. Все это прекрасно понимают. Всегда есть возможность пробиться на начальном этапе и начать зарабатывать, но тогда ты привлечешь внимание более сильных игроков. Когда мы говорим о других объемах бизнеса или об узких сферах, то здесь особенно не думают об этом. Несомненно, когда формируется твой бизнес и собственное имя, ты обрастаешь определенными связями, и они играют на руку. Я считаю, что подобное явление для нашей страны нормально. Люди пользуются поддержкой и связями не потому, что так надо, а потому что проще доверить человеку, которого ты знаешь. Нужно сохранять свою деловую репутацию и твой бизнес не должен подводить других людей. - Реально ли в Казахстане открыть бизнес без особенных затрат? Если мы говорим о сумме, например, на уровне микро-кредита в банке, я считаю можно. У нас страна больших возможностей. В развивающихся странах больше шансов открыть свой бизнес без крупных вложений, чем в Европе или Америке. Рынок там уже состоялся и там существует жесткая конкуренция. У нас другая проблема – у нас слишком мало людей, 17 млн человек – это очень маленький рынок. Помимо этого, у нас недостаточно профессионалов, готовых создавать большие проекты. - Расскажите о Ваших планах? Сайт Look.tm успешно функционирует уже три года. Мое участие в его жизни практически минимальное. В этом году я больше уделяю внимание другому своему творению – женскому информационно-развлекательному порталу Comode.kz. Также в ноябре этого запускается мужской сайт. Много времени уходит на мой главный проект – рекламное агентство Look Agency. Моя задача – управлять финансами и административными делами. И это то, что мне действительно нравится делать.

 Ирина Ярунина

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.