Как в Казахстане развивается обрабатывающая промышленность

14 марта 2024 года

Экономический обозреватель Юрий Масанов изучил, что важнее для казахстанской экономики – нефтегазовый сектор или обрабатывающая промышленность.

По его данным, черное золото все еще формирует заметную долю экспорта, и доходы от углеводородов в основном и наполняют Национальный фонд.

"Но заявлять, что нефтянка – это "наше все", совсем неверно. Ситуация давно изменилась, и доминировать в структуре производства стала обрабатывающая промышленность", – отметил Масанов.

Ниже он привел статданные за последние 10 лет. Так, доля нефтегаза в ВВП в 2013 году составляла 14,4%, а в 2022-м она сократилась до 11,3%. В обрабатывающей промышленности ситуация обратная: ее доля увеличилась с 11,1% до 12,3% за тот же период.

"Еще один интересный факт – это продолжающееся сокращение доли нефтегаза в налоговых поступлениях в бюджет, под которыми я имею в виду Национальный фонд и экспортную таможенную пошлину на нефть. Так вот, в 2013 году их доля в консолидированном бюджете была 48,2%, а в 2023-м – уже 26,4%. Снижение почти в два раза, что не может не радовать", – озвучил цифры обозреватель

Масанов подчеркнул, что индустриализация, которая системно проводилась годами (и которую нередко критиковали за отсутствие конкретных результатов), приносит свои плоды. По его словам, обработка – это не запуск в стране производства iPhone и ракет, а многие другие продукты в промышленности и агропроме (зачастую промежуточные переделы).

Для примера он рассказал о производстве бензина. По его данным, объем переработки нефти на отечественных НПЗ за счет модернизации вырос с 14,3 млн тонн в 2013 году до 17,7 млн в 2023 году. Масанов подчеркнул, что это увеличение почти на четверть.

"И нефтепродуктов – бензина, дизеля, мазута и прочего, соответственно, мы тоже выпустили больше – 14,2 млн тонн в 2023 году против чуть менее 11 млн в 2013-м", – продолжил перечислять Масанов.

Он отметил, что модернизация и развитие сопутствующих производств в нефтепереработке не только закрыли потребность внутреннего рынка бензином, но и помогли наладить выпуск моторного топлива более высоких экологических классов – Евро-4 и Евро-5.

Также выросло производство и в других отраслях. Например, с 2010 года по 2023 год в 1,8 раза увеличился выпуск продукции в машиностроении, электрического оборудования – в 3,4 раза, напитков – в 1,7 раза, химической промышленности – в два раза.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.