Как обязательная маркировка товаров отразится на казахстанских производителях

По мнению одного из спикеров, МСБ может уйти с производства полностью

26 декабря 2018 года

Малый и средний бизнес может полностью уйти из производства товаров после введения обязательной маркировки. Такое мнение LS высказал независимый юрист Тимур Жаркенов.

Он напомнил, что в 2019 году в Казахстане и ЕАЭС планируется введение данной меры для идентификации продукции. При этом, по словам Жаркенова, стоимость оборудования для маркировки будет обходиться предприятиям в среднем в $100 тыс.

"С учетом того, что сам контроль тоже будет платным и скорее всего будет наложен на плечи производственников в качестве абонентской платы, такие расходы будут неподъемны для некрупных производителей. Может выйти так, что МСБ полностью уйдет с производства товаров с маркировкой. Может, по сравнению с гигантами их доля небольшая, но если мы хотим развивать долю МСБ в стране, то должны понимать, что эта мера делает для них вход неподъемным", – высказал свою точку зрения Жаркенов.

Он отметил, что на данный момент точный перечень продукции еще не утвержден. Вместе с тем Жаркенов отметил, что обязательная идентификация особо отразится на повышении стоимости лекарств, где и без того наблюдается подорожание.

"Единственный плюс маркировки – усиление госконтроля над недобросовестной продукцией. Но здесь во время тестов наблюдались как удачные результаты, так и неудачные. Вместе с тем в России уже применялась маркировка и результат был больше негативный, чем позитивный", – заключил собеседник LS.

В отличие от него заместитель директора Центра исследований прикладной экономики Олжас Тулеуов высказал мнение, что маркировка товаров на ценах отразится незначительно.

"По заявлению министра финансов Алихана Смаилова, сейчас обсуждается вопрос об обязательной маркировке сигарет, меховых изделий и лекарственных средств, и это все пока в пилотном проекте. Однако данный список может быть расширен как минимум до перечня товаров, утвержденного в апреле 2018 года в России. Он включает в себя, помимо сигарет и меховых изделий, также одежду из кожи, пальто, куртки, плащи, все виды обуви, постельное белье, фотокамеры, шины, духи и туалетную воду. В основном это все товары непродовольственного характера. Продукты питания пока отсутствуют. Однозначно можно утверждать, что с ведением требования по маркировке названных товаров их цена будет расти, так как все возникающие издержки будут учитываться в конечной стоимости изделия. Сейчас сложно точно подсчитать, насколько взлетят цены, но "эффект обязательной маркировки товаров" для тех предприятий, которые будут покупать спецоборудование, отразится сразу же и существенно. При этом субъекты МСБ, которые предпочтут центры этикетирования, о которых упомянул министр, могут увеличивать цены на свои товары более умеренно и растянуть этот процесс во времени. К слову, по данным комитета по статистике министерства национальной экономики в 2018 году на долю названных товаров пришлось 8% от всей потребительской корзины среднестатистического казахстанца. Это означает, что рост их стоимости даже на 10% скажется на увеличении инфляции на 0,8 процентных пункта, что является довольно существенным повышением по макроэкономическим меркам", – заметил он.

Экономический эффект от данных мер, по словам Тулеуова, скорее положительный, однако он отложен во времени. То есть на этапе реализации государству, бизнесу и потребителю придется покинуть зону комфорта, потребуется перестраивать устоявшиеся процессы, увеличатся транзакционные издержки и, как результат, вырастут конечные цены. Однако после преодоления этого этапа маркировка станет приносить свои плоды в виде снижения контрабандной активности, роста качества реализуемых товаров, возможности сбора и анализа больших данных касательно логистических и торговых процессов, а это в свою очередь влечет за собой другие положительные последствия.

"Не думаю, что маркировка станет проблемой для МСБ в прямом смысле этого слова. На мой взгляд, это больше увеличит барьеры выхода на рынок новых участников и станет своего рода дополнительным механизмом отсеивания слабых субъектов от более конкурентных игроков. Но, с другой стороны, может возникнуть серый рынок немаркированных товаров, которые, конечно же, будут дешевле их маркированных аналогов и тем самым будут пользоваться определенным спросом. Это приведет к снижению доходов законопослушных продавцов. Именно здесь и важна роль государства, которое должно разработать гибкие механизмы по недопущению появления подобной теневой активности", – заключил Тулеуов.

Напомним, ранее фракция "Ак жол" отказалась поддержать законопроект об обязательной маркировке товаров в ЕАЭС.

Глава фракции Азат Перуашев напомнил, что, когда в 2014 году партнеры по ЕАЭС предложили проект по маркировке, фракция это не поддержала и даже предложила казахстанским переговорщикам наложить вето на данный процесс.

"Однако правительство продолжило его реализацию. Срок этого пилотного проекта закончился в 2016 году, но реализаторы попросили почему-то его продлить до 2018 года, и вновь наши чиновники на это согласились. Вообще-то, если эксперимент провалился, то его прекращают, а не повторяют. А нам теперь министерство финансов рассказывает об успехах пилота, причем со второго раза. Но ведь это подтасовка фактов", – возмутился депутат и привел аргументы против маркировки товаров.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.