С 2019 года финансовый рынок Казахстана ждут изменения, поскольку Нацбанк переходит на риск-ориентированный надзор. Председатель совета директоров страховой компании Kompetenz Жанар Калиева в беседе с LS озвучила свои опасения относительно нового режима.
- Жанар Ганиевна, с 1 августа 2018 года была приостановлена лицензия страховой компании Kompetenz. Скажите, насколько, по вашим оценкам, Нацбанк принял обоснованное решение?
Важно отметить, что лицензии приостановили по восьми классам страхования из 21, и компания продолжает работать по добровольным видам. У регулятора были формально законные основания приостановить эти лицензии. Несколько раз за год нарушался один из пруденциальных нормативов компании, установленный регулятором. Почему формальные? Потому что нарушение одного этого норматива на деле не означало ухудшение финансового положения компании, так как ее высоколиквидные активы в несколько раз превышали обязательства. Формула этого норматива составлена таким образом, что при его расчете заложены исторические данные по сборам премии и коэффициента убыточности, не имеющие ничего общего с текущим портфелем и обязательствам компании. Другими словами, там включена многократная "подушка безопасности". В таких случаях у Нацбанка по закону есть право включать меры ограничивающего воздействия, и, к сожалению, он вовсю пользуется им. Удивительно, что принятие таких мер предварительно не обсуждается с субъектом рынка, и руководство компаний до конца не знает, что с ними может произойти – предписания, штрафы или приостановление лицензии. Приоритет в пользу предупредительных мер сейчас не популярен в Нацбанке, похоже, цели другие. В нашем случае, мы за одно и то же, по сути, нарушение понесли за собой обширный набор наказаний. После этого компаниям всегда сложно оправиться.
- А как вы смотрите на то, что с 2019 года Нацбанк перейдет на риск-ориентированный надзор, тем самым расширив свои полномочия?
- Один только факт права мотивированного суждения регулятором в условиях отсутствия единства подходов, поверхностного понимания бизнеса и очень глубокого вмешательства регулятора в стратегическую и даже операционную деятельность финорганизаций является стоп-сигналом для акционеров и инвесторов. Об инвесторах уж точно можно забыть на несколько лет. Мы все являемся свидетелями и плательщиками результатов регулирования и "оздоровления" банков в последние годы. Средние и мелкие банки уходят с рынка, а "большие" находятся в перманентной накачке ликвидностью со всеми девальвационными последствиями для экономики. И, похоже, это остановить невозможно, так как большие банки – большие риски. Возможно, не устраняются реальные причины неэффективности банков, а ответственность менеджмента за принятие пагубных для устойчивости фининститута решений – неочевидна? Такую же политику взяли в отношении небанковских организаций, и беспокоит тот факт, что не все понимают разницу между банковской моделью и страхованием. Я напомню, что капитал страховых организаций состоит на 100% из личных средств акционеров – и там нет ни государственных денег, ни займов, ни депозитов. Страхование основано на том, что, собирая небольшую премию с каждого вкладчика, страховщик выплачивает огромные суммы тем из них, кто попал в беду. И если кому-то бизнес страхования кажется простым или мега-прибыльным, то добро пожаловать в команду. Закономерно, что принудительной ликвидации страховых компаний за последние годы не было, но на "добровольной" основе с рынка уже вышли ряд компаний. Привлечь инвестора или найти покупателя в страховую компанию становится непосильной задачей. И тот азарт, с которым сейчас регулятор раздает наказания, говорит о том, что он не заинтересован в развитии мелких и средних страховых компаний и вынуждает их уйти с рынка. Нацбанк, с предстоящим вступлением Казахстана во Всемирную торговую организацию, похоже, серьезно верит в то, что в конкуренции победят не мозги, гибкость, и умение средних и мелких рыночных компаний конкурировать, а большие активы. Но это риск-мотивированное суждение регулятора, и тут уж не поспоришь, пусть будущее рассудит.
- Также хотела услышать ваше мнение о новом финансовом центре в Астане. Рассматриваете ли вы как страховая компания новые площадки для размещения?
- В первую очередь важно решить некоторые правовые вопросы. Во-первых, необходимо соответствовать критериям получения юрисдикции МФЦА. Потом нужно понять регулирующие правила и акты, по которым будут работать компании, пруденциальные нормативы, которые нужно соблюдать. И после того как будут определены условия размещения, мы можем понять - подходит нам это или нет, хотим мы работать на площадке или пока воздержимся. Сейчас это сложно понять, потому что неизвестно, что нас там ждет. Но, если говорить в целом, то МФЦА - это привлекательная для нас площадка своей судебно-правовой системой. Бизнес, так же, как и потребитель, голосует ногами – он идет туда, где может зарабатывать прибыль, чувствовать себя защищенным, разделяет правила игры и понимает последствия.
- Какие льготы может дать МФЦА страховым компаниям?
- Самое важное, на что обращают внимание инвесторы и акционеры— это судебно-правовая система. Страхование - такая индустрия, в которой задействован публичный интерес - взаимодействие с клиентами, партнерами, международными рынками, экспертными сообществами, автомобильной и медицинской инфраструктурами и так далее. В нашем бизнесе перманентно присутствует риск мошенничества, как внешнего, так и внутреннего. Часто нам приходится участвовать в судебных процессах, и не всегда мы понимаем, как выносятся решения. Не всегда этот процесс прозрачен. Поэтому мы надеемся, что английское право, которое действует на территории МФЦА, минимизирует элемент коррупции. То, что такая проблема существует - не секрет. Сегодня Верховный суд предпринимает меры, чтобы уменьшить принцип предвзятости, а также уравнивает права на защиту в судебных спорах между бизнесом и государством. В своих претензиях и исках к предпринимателям государственные органы должны чувствовать огромную ответственность, в том числе материальную и административную. Только в том случае, когда ни один регуляторный и другой госорган не будет иметь неограниченные полномочия, приравниваемые к силе закона, мы можем надеяться на устойчивый бизнес, а значит, и сильное государство.