Корреспондент LS побывал на территории казахстанского сухого порта в Алматинской области и узнал, чем живет транзитный хаб страны.
По информации генерального директора KZTE-Khorgos Gateway Ибрагима Манабаева, в терминале сухого порта на текущий момент может расположиться 15 тыс. контейнеров.
"Среднее время на перегруз одного контейнерного поезда составляет 55 мин. В составе от 45 до 50 вагонов, то есть один поезд мы перегружаем с одной колеи на другую. Единовременно сухой порт может расположить 15 тыс. контейнеров", – рассказал Манабаев.
Собеседник также сообщил, что, согласно плану, за восемь месяцев 2020 года ожидалось принять 128 тыс. контейнеров в ДФЭ*, в итоге этот показатель составил 143 тыс. контейнеров в ДФЭ.
Вместе с тем Манабаев добавил, что также на балансе сухого порта есть промышленная станция.
"Станция представляет собой пять путей колеи 1435 мм, пять путей 1520 мм. Планируем построить еще два ж/д пути 1435 мм и в будущем еще 10 путей по 1520 мм", – поделился планами собеседник.
По его словам, два новых пути планируют построить в 2021 году. Отмечается, что в январе начнутся работы и через шесть месяцев ожидается их запуск. Манабаев отметил, что это позволит увеличить объемы дополнительно в два раза.
Вместе с тем директор департамента промышленного производства Мадияр Омаров добавил, что одновременно на склад узкой колеи подается по 20 китайских вагонов. Омаров подчеркнул, что после проведения таможенных процедур товар перегружается в грузовик и далее транспорт с продукцией отправляется в Казахстан и страны Центральной Азии.
"В этом году из вагонов, прибывших из Китая, в автофуры перегрузили 57 тыс. тонн. Этот показатель вырос на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если сравнивать с 2015 годом, то ежегодно у нас наблюдается увеличение на 25-30%", – заметил Омаров.
Он пояснил, что, согласно соглашению, между ж/д дорогами перегрузка производится на принимающей стороне.
В свою очередь вице-президент KZTE-Express ("дочка" КТЖ) Нурлан Игембаев рассказал, что за восемь месяцев 2020 года объем перевозок в направлении Китай – Европа – Китай составил 850 тыс. ДФЭ. Это показатель вырос на 62% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Что касается направления Китай – Центральная Азия – Китай, то по этому маршруту объем грузоперевозок составил 149 тыс. ДФЭ, по сравнению с январем-августом 2019 года рост – около 30%.
"По номенклатуре груза на сегодняшний день можно выделить такие продукты, как товары народного потребления, химикаты, машинное оборудования, также негабаритные грузы. К примеру, в сентябре было перевезено 300 сельхозтехники из Китая в Туркменистан", – рассказал Игембаев.
Также он отчитался, что по итогам трех лет было перевезено 1,5 тыс. единиц сельхозтехники.
Вместе с тем, по его словам, в этом году через станцию "Алтынколь" были запущены такие маршруты, как Цинхуа (Китай) – Баку (Азербайджан), Сиань (Китай) – Измит (Турция), Чэнсян (Китай) – Жодино (Беларусь), Цзинань Нань (Китай) – Гымпджак (Туркменистан), Туркменбаши (Туркменистан) – Циндао (Китай), Алтынколь (Казахстан) – Московский узел (Россия).
В частности, по словам и.о. начальника станции "Алтынколь" Нуржана Курманалиулы, ж/д объект ориентирован на транзит. Собеседник пояснил, что на текущий момент на станцию прибывают контейнерные поезда.
"В этом году от Китая получили за восемь месяцев 1551 контейнерный поезд (в январе-августе 2019 года – 736 поездов). В целом из Поднебесной прибыло 2687 поездов с учетом контейнерных", – озвучил данные Курманалиулы.
Он сообщил, что один контейнерный поезд обрабатывается за три часа. Так, на текущий момент по узкой колее в сутки принимается по 15 составов, при этом из Казахстана в Китай отправляют по широкой колее восемь составов. По данным Курманалиулы, из страны на экспорт отправляются рудные и железорудные материалы, лес, ячмень, отруби, зерно и масло.
"Перед нами стоит задача ежесуточно принимать 18 поездов по узкой колее. Было, конечно, когда и 19 составов принимали. Но Китай пока не может к нам подъехать с 18 поездами, а так мы готовы в случае необходимости и 20 составов принять", – резюмировал собеседник.
Справка
Логистический хаб KZTE-Khorgos Gateway является крупнейшим сухим портом в Центральной Азии, который расположен на территории СЭЗ "Хоргос – Восточные ворота" на границе Казахстана и Китая.
ДФЭ* является эквивалетом 20 фунтового контейнера.