В Алматы разрабатывается дизайн-код города. Об этом LS сообщил руководитель управления архитектуры и градостроительства города Алматы Нурлан Уранхаев.
Он отметил, что на создание проекта запланировано 485 млн тенге. При этом первый этап дизайн-кода будет представлен в марте 2018 года, второй этап планируется реализовать до конца 2018 года.
В беседе с LS Уранхаев объяснил, для чего предназначен данный проект и как изменится облик Алматы в ближайшие пять лет.
- Нурлан Тельманович, каким должен быть Алматы по разрабатываемому дизайн-коду?
- Дизайн-код - это набор правил проектирования и рекомендаций по вопросам развития местности. Мы планируем весь город привести в порядок по единому стандарту. Потому что сейчас, бывает, могут стоять два абсолютно не сочетающихся дома. Или может быть один дом с разными козырьками в подъездах. У гостей и жителей в таком случае начинает складываться впечатление, что при строительства мегаполиса просто лепили дома как попало и не смотрели на окружающую обстановку. Мы хотим это все стандартизировать. Однако это не означает, что весь город будет в одинаковых цветах. Напротив, каждый квартал будет отличать что-то свое. Грубо говоря, в каждом определенном квадрате будут применяться определенные материалы, цветовая гамма, стандарты рекламных вывесок. Все будет охвачено вплоть до крыш.
- Как это?
- Когда вы прилетаете в Алматы или смотрите на город с какой-нибудь высоты, то видите, что где-то зеленая, где-то красная, где-то серая крыша. Не очень красиво. Поэтому, как я ранее говорил, цвета и материалы для покрова будут определяться в зависимости от квартала. Все станет более аккуратным – здесь квартал желтый, следующий - канареечный и так далее. Правда, этот вопрос еще предстоит обсудить. Мы хотим все сделать солидно и цивилизованно. Как сказали китайские туристы о нашем мегаполисе, "мы думали, что едем в Азию, но у вас ближе к Европе". Эту тенденцию нужно развивать и привести город в нормальное соответствие. Поэтому будет корректировка. У нас по городу 49 ПДП (проект детальной планировки – прим. LS) уже разработано. Мы их актуализируем и по шести ПДП начнем работу по корректировке.
- Во сколько это все обойдется?
- Разработка дизайн-кода будет стоить около 485 млн тенге на 2018 год.
- А работы по приведению города в порядок?
- Это нужно просчитывать уже после того, как будет разработан дизайн-код и принят генеральный план города. К слову, когда проект будет готов и официально одобрен, мы планируем в первую очередь реконструировать улицу Достык от Парка 28 панфиловцев, затем по Абая от Достыка до реки Есентай в районе дворца бракосочетания. Также нужно привести в порядок улицы Толе би, Абылай хана, Фурманова. Что касается утверждения генерального плана, у нас есть некоторые проблемы, которые нужно решить. Во-первых, на сегодняшний день не готова карта сейсмомикрорайонирования, где будет четко прописано, где и на каких условиях можно строиться. Пока эти вопросы не решатся, мы не сможем утвердить генплан. Возвращаясь к финансовой составляющей, здесь нужно учитывать то, что работа по реконструкции города будет проводиться за счет местного бюджета, но и по программам ГЧП или просто при поддержке бизнеса. К слову, мы планируем автоматизировать систему выдачи исходных данных для проектирования. Сейчас разрабатывается сайт, в котором бизнес сможет получить регламент по определенному участку. Теперь предприниматель не будет писать письма, просить разъяснения, бегать и собирать данные и так далее, а прочтет на портале все необходимое. Это гораздо меньше головной боли. Также планируется автоматическая выдача архитектурно-планировочного задания (АПЗ), когда застройщик грузит на портал документы и в том же режиме получает все необходимые исходные материалы.
- В чем выгода для бизнеса – помогать обустраивать город?
- Бизнес должен получить стабильную взаимосвязанную и предсказуемую городскую среду, которая позволит не только обустраивать город но и развивать местную сферу производства и потребления, привлекать новые технологии. Внешний вид привлекает больше клиентов, да и работать в красивом месте приятней. К нам уже обращались собственники магазинов на первых этажах в отрезке Кабанбай батыра между Сейфуллина и Амангельды. Показали эскизы. И мы вместе с ним отобрали цветовую гамму. Поэтому хотя бы на уровне своих площадок частники возьмут работу по благоустройству на себя. При этом мы не будем заставлять людей сразу же перекрашивать фасады в зеленый, если у них уже выполнено все в бежевом цвете. Постепенно, с косметическими и генеральными ремонтами кварталы будут преображаться. Город совместно с ГЧП возьмет на себя тротуары и верхние этажи жилых домов. Новые участки уже будут строиться согласно утвержденным стандартам. Поможет в дизайне города проект паспортизации, который завершится в следующем году. Тогда будет понятно, сколько зданий в аварийном состоянии, сколько ветхого жилья и так далее.
- Сколько домов в Алматы?
- У нас в городе около 7,9 тыс. зданий. Большую часть паспортизуем в этом году, в следующем останется 1,5 тыс. домов.
- В какие сроки планируется обновление?
- К марту 2018 года завершим дизайн-код. В течение пяти лет, я думаю, большая часть мегаполиса будет приведена в порядок. Мы уже начали работу в этом направлении, по восьми районам уже работают наши архитекторы. Также привлекаются студенты Казахской головной архитектурно-строительной академии, чьи любые фантастические предложения будут рассмотрены. И самое лучшее мы вложим в дизайн города.
- К слову, говоря о генплане Алматы, некоторые архитекторы заявляли, что он не должен быть долгосрочным, так как успевает устареть. Какое мнение у вас?
- Он должен быть долгосрочный и не обновляться постоянно. Единственное, могут корректироваться ПДП, а основа должна быть заложена на 15-20 лет.
- Будет ли в таком случае Алматы успевать за новыми тенденциями? Не будет ли такого, что город застроился, но уже устарел?
- Есть вещи, которые даже старыми остаются эффективными и могут стоять столетие. Есть вещи, которые успевают быстро ломаться, будучи новыми. Мы нацелены на эффективность. К тому же благоустройство создает новые рабочие места. Например, в этом году на ремонтные работы было потрачено 7,9 млрд тенге и создано более 2000 временных и около 1000 постоянных рабочих мест.
- Имеет ли смысл тратиться на благоустройство города в период экономического кризиса?
- Да. По большому счету, народу кроме поездок в горы погулять негде. Сейчас Панфилова и Жибек жолы оживились, люди гуляют. Раньше все было забито и заставлено. Стало меньше загазованности. Вкладывать в благоустройство города всегда необходимо для самих жителей, насколько бы дорого это ни было. Кому будет приятно жить в разбитом мегаполисе, где погулять негде? При этом, решая одни проблемы, мы находим новые. Сейчас остро стоит вопрос парковок. Город занимается тем, чтобы определить места для подземных паркингов. Правда для бизнеса это неподъемная ноша, потому что срок возврата инвестиций значительный. Я думаю, что осуществляться строительство паркингов будет в виде ГЧП или чего-то еще. Пока же собирается пул мест, отведенных для этого. Также комитет по делам строительства разработал типовые проекты на паркинги. Получается, не надо тратить деньги на проектирование, просто взять готовый проект, привязать и поставить.