Управляющий директор "Лаборатории Касперского" в ЦА, странах СНГ и Балтии Евгений Питолин назвал LS самые распространенные схемы интернет-мощенничества, на которые ведутся казахстанцы.
Он отметил, что в 2020 году объемы интернет-мошенничества выросли из-за роста активности в Сети. В том числе люди преклонного возраста стали заказывать товары и услуги онлайн, общаться с родными и близкими, следить за новостями онлайн.
На этой волне стал распространяться такой вид онлайн-вымогательства, как скам. Это схема, при которой злоумышленники выманивают деньги у пользователя под предлогом скидки, выгодной акции или другого денежного вознаграждения. Предложение составляется таким образом, чтобы оно казалось захватывающим, но реалистичным. Когда человек проходит все этапы опроса или анкеты, его просят перевести так называемую комиссию или закрепительный платеж (порядка 100 тенге). Эти деньги достаются злоумышленникам, а обманутый пользователь не получает ничего.
"С января по ноябрь 2020 года наши эксперты обнаружили почти 86 тыс. скам-ресурсов в мире, из них 62,5 тысячи были заблокированы во II полугодии. В том числе в казахстанском сегменте интернета было выявлено более 5 тыс. ресурсов, созданных мошенниками с целью выманить деньги пользователей. Нами были заблокированы почти 690 тыс. попыток перехода казахстанских пользователей на такие страницы. Если представить сумму потенциального ущерба от скама в 2020 году в тенге, то она могла бы превысить 70 млн тенге. Столько могли бы получить злоумышленники, если бы каждая заблокированная нашими продуктами попытка перехода пользователя на подобный ресурс все же повлекла за собой обман хотя бы одного человека", – сообщил Питолин.
Он добавил, что в 2020 году средняя сумма ущерба обманутого казахстанца составила 12 тыс. тенге.
Наиболее популярными, по словам эксперта, были схемы с сообщениями на тему различных социальных выплат, предложения, связанные с досками объявлений, сервисами доставки или заказа еды, а также опросы от имени якобы крупных компаний и брендов.
В Казахстане растет активность мошенников, использующих дистанционные средства коммуникации с пользователем (e-mail, СМС, соцсети, мессенджеры и особенно телефон).
Согласно опросу компании, со злоумышленниками, притворявшимися банковскими работниками, хотя бы раз сталкивался почти каждый третий казахстанец (31%). В трех из четырех таких случаев (73%) речь идет о телефонном мошенничестве. Примерно каждый второй звонок поступал в рабочее время — с понедельника по четверг, с 11 до 18 часов.
Злоумышленники собирают нужную информацию заранее и активно используют методы социальной инженерии. В трети случаев они полностью называли правильные имя, фамилию и отчество того, кому звонили. Наиболее распространёнными легендами были предложение кредита (64%), необходимость подтвердить данные, такие как пароль, номер банковской карты, пин-код, CVV-код (59%) и сообщение о блокировке карты (44%).
В 43% случаев злоумышленники пытались выведать код из СМС или данные карты, а в 22% случаев убеждали перевести деньги якобы на безопасный счет.
"Телефонное мошенничество набирает обороты, эта угроза становится все более масштабной для жителей Казахстана. Мы хотим напомнить о необходимости осторожно относиться к звонкам с незнакомых номеров, особенно от людей, представляющихся сотрудниками банков. Помните, что настоящий банковский работник ни в коем случае не будет просить назвать коды и пароли. Не бойтесь проявить невежливость и смело кладите трубку в случае малейших сомнений. Вы всегда можете самостоятельно перезвонить по номеру, указанному на обороте карты, чтобы перепроверить, действительно ли это был звонок из банка", – предупредил Питолин.
Также одна из самых распространенных схем онлайн-мошенничества в Казахстане в 2020 году – рассылка фейковых сообщений о выигрыше. Их получали 82% казахстанцев, которые в том или ином виде сталкивались со злоумышленниками, специализирующимися на выманивании денег. Обычно текст содержит поздравление и приглашение перейти по ссылке либо предложение написать на короткий номер для получения выигрыша. Здесь и кроется ловушка: как правило, пользователь может увидеть уведомление о том, что, прежде чем обещанные деньги будут переведены на его счет, ему нужно заплатить некую комиссию или налог. В итоге деньги получают только мошенники. Кроме того, в их распоряжении оказываются и платежные данные обманутого пользователя.