В Агентстве по регулированию и развитию финрынка пояснили причины, по которым был отозван законопроект о снижении годовой эффективной ставки вознаграждения (ГЭСВ), передает LS.
В ответе на официальный запрос LS в АРРФР рассказали, что данный документ был снят с рассмотрения из-за несогласия с некоторыми пунктами со стороны банков и Ассоциации финансистов Казахстана (АФК).
В частности фининституты предложили исключить из расчета кредиты корпоративного бизнеса. Также попросили не учитывать влияние госпрограмм льготного финансирования экономики и не распространять новый подход на случаи рефинансирования ранее выданных потребзаймов.
В свою очередь АФК рекомендовала изменить подход к новым методам расчета ставки ГЭСВ.
"Для учета влияния на кредитные ставки бизнес-моделей банков расчет ГЭСВ предлагается осуществлять на основе средневзвешенных значений процентной маржи, премии за риск и операционных расходов с учетом стандартного отклонения. Кроме того, для расчета фактора стоимости фондирования предлагается использование базовой ставки Нацбанка, так как ее значение оказывает определяющее влияние на ставки по привлекаемым депозитам банков. АФК высказаны ряд замечаний и предложений по новым подходам расчета ГЭСВ. В частности, для получения реальной картины маржинальности розничного кредитования АФК предлагает использовать медианные значения показателей при расчете процентной маржи, премии за риск и операционных расходов, а также учитывать в расчетах риски волатильности стоимости фондирования", – объяснили в агентстве.
После доработки документа и повторного согласования с АФК проект вновь должны вынести на обсуждение.
Между тем независимый аналитик Александр Юрин отметил, что вопрос снижения максимальной ставки по потребкредитам назрел уже давно. По его словам, высокая ставка ГЭСВ несет негативные последствия для экономики, а интенсивное розничное кредитование по высоким процентам является серьезным катализатором инфляционных процессов.
"Тем не менее регулятор неоднократно откладывал снижение максимального лимита процентной ставки по потребительским займам по различным причинам. При этом исходя из объяснений и аргументации руководства надзорного ведомства складывается впечатление, что оно ориентируется в первую очередь на узкоотраслевые, а не на общеэкономические интересы", – считает спикер.
Напомним, текущую максимальную ставку по потребзаймам в 56% установили еще в 2012 году. В марте АРРФР опубликовало на сайте "Открытие НПА" проект по ее снижению до 44%, однако позже документ отозвали. Как объяснили в самом ведомстве, данное решение было принято из-за волатильности на рынке.
Ранее LS писал о том, как в банках можно подсчитать реальную стоимость займа.