Генпрокуратура: нарушений в нефтегазовом секторе нет

Отрасль проверили на наличие нарушений

29 сентября 2020 года

Проверка надзорного органа показала несостоятельность обвинений в непрозрачности нефтегазовой отрасти и злоупотреблениях при экспорте нефти и газа из Казахстана.

Комитет экономических реформ и регионального развития мажилиса в ходе очередного заседания заслушал результаты проверки нефтегазового комплекса страны со стороны Генеральной прокуратуры на основании депутатского запроса. Поводом для нее стали журналистские материалы в западных СМИ, в которых заявлялось о якобы имеющихся нарушениях при продаже нефтегазовых активов, монополизации каналов сбыта нефти на экспорт и незаконных операциях с газом, экспортируемым из Казахстана НК "КазМунайГаз", заявил депутат Павел Казанцев. 

Отсутствие внимания властей страны к таким обвинениям, как подчеркнул Казанцев, создает репутационные и инвестиционные риски как для нефтегазовой отрасли, являющейся локомотивом экономики Казахстана, так и в целом для государства. Собственно с этой целью и была организована комплексная проверка со стороны Генеральной прокуратуры, отметил Казанцев, описывая собравшимся участникам природу заседания.

Фактов монополизации экспорта нефти из Казахстана нет

Ключевым спикером заседания стал первый заместитель генерального прокурора Берик Асылов, который зачитал краткую справку о результатах комплексной проверки нефтегазового комплекса на предмет нарушений, указанных в западной прессе.

Одним из ключевых обвинений в адрес Казахстана стало якобы использование швейцарским нефтетрейдером Vitol адмресурса для монополизации экспортных каналов сбыта казахстанской нефти. Однако факты говорят об обратном, и говорить о "львиной доле" Vitol  в поставках отечественной нефти за рубеж не приходится.

"Согласно отчету министерства энергетики, за период с 2009 по 2019 годы из страны всеми компаниями было экспортировано 752 млн тонн нефти, из которых группой компаний Vitol у НК КМГ, его дочерних структур и совместных предприятий было закуплено около 53 млн тонн нефти, или около 7% от всего объема экспорта за десятилетний период. Более того, доля Vitol в покупке нефти у добыващих активов подконтрольных на 100% НК "КазМунайГаз" ("Эмбамунайгаз", "Озенмунайгаз", "Казахтуркмунай") за аналогичный период составила всего 2%, или 1,23 млн тонн", – заявил заместитель председателя правления НК "КМГ" Данияр Берлибаев.

При этом около 75% экспортированной из Казахстана нефти, согласно отчету Минэнерго РК за 2019 год, пришлось на операторов трех крупнейших месторождений страны: Тенгиз ( "Тенгизшевройл", 29,7 млн тонн), Кашаган (компания "NCOC", 14,1 млн тонн) и Карачаганак (компания "KПО Б.В.", 10,1 млн тонн). Из них 45,78 млн тонн, согласно условиям соглашений о разделе продукции (СРП) и контрактов с правительством Казахстана, как отметил Асылов, операторы проектов реализовали самостоятельно на международном рынке через свою независимую систему маркетинга и сбыта, так как освобождены от обязательств по поставкам на внутренний рынок. 

Остальные 25,4% объема экспорта в прошлом году приходятся на 58 компаний в сфере добычи нефти и газа. Эти компании "в первую очередь обеспечивают поставки на внутренний рынок для нужд отечественных НПЗ, и только после этого осуществляют поставки на экспорт", подчеркнул первый вице-министр энергетики Мурат Журебеков.

Авансовые продажи нефти спасли КМГ

Примечательно, что тезис о том, что адмресурс Vitol проявил себя в якобы "привилегированном" доступе к казахстанской доли нефти с месторождений Тенгиз и Кашаган, также не выдерживает никакой критики и не отражает важные факты и обстоятельства, отметили в Генпрокуратуре.

Проверка надзорного органа показала, что в период с 2012 по 2014 годы АО "НК КазМунайГаз" активно привлекало заемные средства. Деньги шли на капитальные расходы, а также покупку долей Казахстаном в месторождения Кашаган у американской ConocoPhillips с сопутствующими обязательствами по проекту в рамках своей доли участия в проекте.

Кризис на рынке нефти 2014 года, как отметил Берлибаев, вызванный перепроизводством и уронившим цены более чем в 2 раза, оголил финансовое положение нацкомпании на фоне инвестиций в расширение, осуществлявшихся в прежние годы, и актуализировал решение проблемы с обслуживанием долгов компании.

Наращивание долга в условиях более низких цен грозило компании нарушением долговых лимитов по прежним обязательствам и могло дать повод кредиторам потребовать досрочного погашения, что могло привести к дефолту КМГ, подчеркнул Берлибаев. Негативный риск-сценарий, по его словам, имел бы сильное и негативное влияние на экономику Казахстана. Именно по этой причине руководство КМГ решило воспользоваться альтернативным вариантом.

Продажа будущих поставок нефти решала проблему долга КМГ, не нарушая лимитов по прежним обязательствам, так как согласно стандартам бухотчетности, такие авансовые платежи не носят долговой характер.  Нацкомпания объявила конкурс на получение финансирования по схеме "наличные в обмен на нефть в будущем" (довольно распространенный тип сделок в сфере нефтебизнеса) с участием ключевых международных игроков, таких как как Glencore, Trafigura, VTB Capital, Mitsubishi  и других, на предмет поиска наилучшего предложения по финансированию в тот момент, отмечают в руководстве КМГ.

По результатам конкурса победил Vitol, предоставивший КМГ $6,4 млрд в счет будущих поставок казахстанской доли нефти с Тенгиза и Кашагана на наиболее выгодных из всех предложенных для КМГ условий. При этом сам Vitol привлек КМГ деньги через синдицированный (объединенный) кредит от крупнейших банков Европы и Азии (включая Societe General, Credit Agricole, Unicredit, HSBC, Intesa, ABN Amro, Credit Suisse, Bank of China, ICBC и ряд других).

Вырученные НК КМГ средства пошли на погашение долгов за долю РК в Кашагане, а также рефинансирование и частичное погашение долговых обязательств группы КМГ. Как подчеркнул Берлибаев, в настоящее время погашено поставками обязательства на $5 млрд из $6,4 млрд.

Более того, несостоятельны и обвинения в занижении экспортируемой из Казахстана нефти. Присутствовавший на заседании комитета представитель министерства финансов заявил, что все сделки проходят контроль со стороны налогового комитета на предмет соответствия законодательству о трансфертном ценообразовании. Другими словами, каждая сделка сравнивается с котировками международных ценовых агентств Argus Media и Platt’s, что делает любое занижение бессмысленным. Ведь Минфин в случае отклонений просто начислит допналог исходя из мировых цен. Проверки Минфина всех поставок нефти из РК в Европу не выявили фактов занижения цен казахстанскими экспортерами, подчеркнули в ведомстве.

Махинаций вокруг экспорта газа не обнаружено

Другим аспектом надзорной проверки стали фигурировавшие в публикациях утверждения о возможных махинациях вокруг экспорта газа из Казахстана посредством совместного предприятия "КазРосГаз", включавшее в себя использование цепочки посредников, реализовывавших голубое топливо из РК по заниженным ценам.

Поднятые в ходе проверки Генеральной прокуратурой материалы от министерства энергетики, НК КМГ, свидетельствуют о недостоверности фактов, вытекающих ввиду непонимания функционирования рынка и отрасли в целом.

"Создание совместного предприятия "КазРосГаз" стало возможным благодаря прямым договоренностям первого президента Нурсултана Назарбаева и президента России Владимира Путина. Документы о создании СП были подписаны в июне 2002 года во время их двусторонней встречи в Санкт-Петербурге. В состав участников СП на паритетных началах вошли НК "КазМунайГаз" (50%) и "Газпром" (50%)", – говорится в справке надзорного органа.

При этом, как следует из документов проверки, "деятельность компании "КазРосГаз" связана с утилизацией газа, добываемого на Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении. "КазРосГаз" закупает сырой газ у консорциума "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В." ("КПО Б.В.") и направляет его на переработку на Оренбургский газоперерабатывающий завод. Вырабатываемый ОГПЗ газ поставляется на внутренний рынок РК и экспорт, исходя из приоритетности внутреннего рынка и экспорта газа по остаточному принципу".

Анализ деятельности СП "КазРосГаз" показал, что практически весь вырабатываемый на Оренбургском ГПЗ объем газа (около 90% из 7,8 млрд куб. м) идет на экспорт в РФ по низкой цене, а взамен "Газпром" в рамках встречных поставок поставляет равнозначный объем и по той же цене казахстанской стороне. Другими словами, подавляющая часть экспорта газа де-факто является поставками на внутренний рынок.

"Такой механизм позволяет сдерживать рост цен на газ на внутреннем рынке Казахстана (которые являются самыми низкими среди стран СНГ). В настоящее время, средняя розничная цена газа для населения РК одна из самых низких на постсоветском пространстве и составляет 18,5 тенге за куб.м. К слову, это в 2 раза ниже, чем в России и в 5 раз меньше, чем в Кыргызстане", - следует из материалов проверки.

Оставшиеся 10% экспортируемого газа поставляется в РФ по рыночным ценам, что вкупе с поставками на внутренний рынок позволило "КазРосГазу" получить с 2007 по 2019 год чистый доход в размере $4,101 млрд, и направить в адрес КМГ дивиденды в размере $2,020 млрд. При этом газ продается напрямую "Газпрому" без единого посредника, подчеркнул первый замгенпрокурор Асылов, что исключает якобы имевшее место оседание незаконных средств на счетах "фирм-прокладок".

Обвинения в отмывании денег через незаконные сделки безосновательны

В рамках комплексной проверки Генпрокуратурой Казахстана были исследованы и изучены сделки с нефтегазовыми активами Казахстана, также фигурировавшие в материалах западных СМИ. Согласно заявлению ряда граждан, как отметил первый замгенпрокурор Асылов, прокуратурой Швейцарии в 2010-2013 годах было проведено расследование обстоятельств продажи ряда казахстанских нефтегазовых активов (продажа китайской CNPC государственного пакета акций нефтедобывающей компании "СНПС-Актобемунайгаз", приватизация компаний "КазСтройСервис" и Kazakhstan Petrochemical Industries, купля-продажа акций компании "Мангистаумунайгаз"), включая причастность к этому Тимура Кулибаева.

Генпрокуратура, как подчеркнул Асылов, оказала швейцарским коллегам полную поддержку, предоставив все необходимые материалы в рамках оказания правовой помощи. Всестороннее изучение материалов Генеральной прокуратурой Швейцарии заняло три года и было прекращено в конце 2013 года.

В ходе обсуждения результатов проверки стало также известно, что Министерством финансов Казахстана был проведен анализ полноты уплаты вышеуказанным физическим лицом и принадлежащими ему компаниями налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Анализ доходной части показал, что порядка 48% всех налоговых поступлений в госбюджет за 2015-2019 годы, или 45,6 трлн тенге, обеспечили 30 крупных групп налогоплательщиков. Из этого списка бизнес Тимура Кулибаева находится на четвертом месте по объему налоговых выплат в бюджет в размере 1,07 трлн тенге. Более того, он также является крупнейшим налогоплательщиком среди физических лиц в стране. Объем перечисленных подоходных налогов за аналогичный период составил 12,2 млрд тенге.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.