Почему до сих пор возникают споры вокруг обязательного медстрахования

Нужно ли дорабатывать систему  - дискуссия

2 августа 2017 года
    

В Алматы в очередной раз обсудили плюсы и минусы обязательного социального медицинского страхования, передает LS.

Директор общественного фонда "Центр прикладных исследований "Талап" Рахим Ошакбаев в очередной раз обратил внимание присутствующих на недоработанность проекта и задался вопросом, почему его начали реализовывать сырым.

В ответ на критику представители Фонда социального медстрахования (ФСМС) и республиканского центра развития здравоохранения попытались показать положительные стороны от внедрения системы.

Директор по финансам ФСМС Гульнара Алимгазиева, предугадывая сравнение новой структуры с Единым накопительным фондом, пояснила, что, в отличие от ЕНПФ, деньги, собранные в результате медстрахования, будут направляться на финансирование услуг в сфере здравоохранения. На инвестиции уйдет 3%-ный резерв, который не превысит 20 млрд тенге в следующем году. Из них до 70% активов фонда инвестируют в государственные ценные бумаги. При этом, согласно закону, управление активами фонда осуществляет Национальный банк.

"Постановлением правительства определен перечень финансовых инструментов, в котором отсутствуют такие рисковые бумаги, как акции. Это отличает нас от ЕНПФ. Резервная сумма предназначена для непредвиденных ситуаций вроде стихийного бедствия и так далее. Так как у нас приоритетом является высокая ликвидность, то при чрезвычайной ситуации Нацбанк в течение двух дней будет обязан реализовать бумаги", - заметила спикер.

Ошакбаев оценил данную модель, но при этом напомнил, что расчеты, представленные правительством при лоббировании реформы ОСМС, не являются актуарными.

Алимгазиева с критиком согласилась, сообщив, что данные, которые использовал глава "Талапа", - это прогнозирование расходов на здравоохранение в условиях данной системы. Что касается актуарных расчетов, по ее мнению, возможно, Ошакбаеву будет предоставлен доступ к данным.

Тем временем эксперт Sta Bene Healthcare Solutions  Али Нургожаев поддержал Ошакбаева и подчеркнул, что модель расчетов ОСМС в любом случае не может быть актуарной, поскольку на уровне страховой компании (СК) и здравоохранения различаются экономика, пакеты услуг и доступность данных.

"В масштабах государства есть множество альтернативных и одновременно действующих политик и подходов к лечению. Однако расчетам мешают десятки комбинаций лечения с разными исходами. Из-за большого агрегирования модель перестанет быть актуарной. Если же ввести очень конкретные лимитированные пакеты услуг, как в СК, это вызовет возмущение у населения", - заметил он.

Спикер пояснил, что в ОСМС нет ответов на несколько вопросов, которые задают при актуарном расчете:

- Как посчитать вероятность заболеть с потребностью в госпитализации?

- Как посчитать расходы на диагноз на амбулаторном уровне?

Нургожаев добавил, что по этой причине государству нужно признать, что это не пенсия и не социальное страхование, поэтому прогнозировать можно максимум на пять лет. Также он заметил, что Минздрав не должен употреблять термин "актуарный" при расчетах. Кроме того, необходимо акцентироваться на расходной части и оценке вариантов политики, организовать обратную связь "потребности моделирования – совершенствование статистики на системной основе".

Оппонируя ему гендиректор республиканского центра развития здравоохранения Айнур Токсанова заметила, что актуарность подсчетов ОСМС заключается в заболеваемости. По ее словам, прогнозирование того, что в течение определенного периода вероятность заражения определенного числа людей тем же вирусом, достаточно рискованно. Другое дело – качество статистических данных.

"К сожалению, у нас проблемы с качеством и классификацией. Например, есть данные, которые собираются за рубежом, а у нас их нет. И наоборот. Также отличается методология. В этом случае нельзя винить фонд. Какая статистика – такие расчеты. Если нет полной картины, то и данные кривые", - пояснила Токсанова, добавив, что со следующего года на базе их центра начнут собирать информацию по методологии ВОЗ.

Между тем, по ее словам, Казахстан лидирует среди стран СНГ по наименьшим затратам на систему здравоохранения.

"Мы всего 2% ВВП тратим из государственного бюджета, плюс 1,5% частных отчислений. Итого 3,5%. В странах ОЭСР этот показатель равен 9%. Стоит отметить, что в медицине есть понятие железного треугольника, который состоит из расходов, охвата и качества. Согласно ему, нельзя одновременно иметь низкие расходы, высокое качество и широкий охват. К сожалению, у нас все негативно: низкие расходы, низкое качество и низкий охват населения", - привела реальную ситуацию Токсанова.

По этой причине, считает она, внедрение ОСМС - необходимая мера. Глава центра отметила, что в Казахстане будет действовать смешанная модель: 7 млн человек экономически активного населения будут охвачены системой здравоохранения, а 10 млн человек ничего не заметят и продолжат получать бесплатную медицинскую помощь за счет государства.

"При этом будет расширен пакет амбулаторных бесплатных лекарств. Также у людей появится больше возможностей получить лечение при тяжелых заболеваниях, требующих дорогостоящих операций", - заявила она.

Когда вопрос коснулся отчислений, Ошакбаев заметил, что при нынешней системе значительно вырастут расходы самозанятых сельчан. Согласно подсчетам "Талап", если раньше один житель поселка в среднем тратил на лечение 9,7 тыс. тенге в год, то теперь он будет вносить в фонд около 17 тыс. тенге в год.

talap

Ошакбаев добавил, что нагрузку для бизнеса и населения можно избежать, если пересмотреть статью государственных расходов.

"Согласно нашему исследованию, Казахстан по некоторым статьям тратит гораздо больше максимального уровня расходов стран ОЭСР. По здравоохранению и образованию, наоборот, наша страна существенно отстает. Далее на основе доступной публичной информации мы делали свою экспертную оценку в отношении того, какие расходы важны. В итоге был выявлен потенциал в размере 600 млрд – 1 трлн тенге, который можно направить на то же здравоохранение", - заметил он.

Спикер добавил, что по текущей модели ОСМС финансирование государства на медицину все так же останется на уровне 2% в течение ближайших нескольких лет, что не сократит отставание от стран ОЭСР. Кроме того, по словам Ошакбаева, по нескольким ключевым факторам Казахстан все еще не готов к внедрению ОСМС.

talap

Глава центра "Талап" пояснил, что является сторонником внедрения ОСМС, но не в том виде, в котором он находится на данный момент. По этим причинам между министерством и фондом подписан меморандум о сотрудничестве.

"При этом мы останемся противниками действующей модели, будем помогать в доработке. И чтобы не иметь давления со стороны государства, мы отказываемся от финансирования", - уточнил Ошакбаев.

Тем временем, директор РПП "Атамекен" Алматы Юрий Тлеумуратов задался вопросом, каким образом министерство здравоохранения озвучило информацию по 800 млн тенге, собранным за период работы ОСМС, если правила удержания и перечисления денежных средств до сих пор находятся в разработке. Однако вопрос повис в воздухе. Не услышав ответа, Тлеумуратов укорил сотрудников здравоохранения в том, что у них функционирование модели бежит впереди правил.

Напомним, ранее на заседании правительства премьер-министр Бакытжан Сагинтаев остался недоволен разъяснительными работами по системе ОСМС. По его словам, информирование в некоторых регионах было практически провалено.

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.