Финансовая грамотность в Казахстане осталась на уровне Советского Союза

12 марта 2015 года
Жители Мангистау больше остальных казахстанцев продвинулись в вопросе ценных бумаг. О том, в каких еще регионах есть свои особенности в финансовой грамотности, в интервью LS рассказала директор фонда «Международный центр экономической грамотности» (МЦЭГ) Гульмира Арбабаева.  - Гульмира, вы ездите по всему Казахстану с различными лекциями и семинарами. Могли бы вы поделиться своими наблюдениями, в каком регионе жители является наиболее образованными в финансовом отношении, а в каком – менее?  - Мы не раз проводили различные исследования, которые показывают, что каждый регион имеет свои особенности в развитости финансовой грамотности населения. К примеру, недавний опрос показал, что жители Мангистау наиболее подкованы в вопросах ценных бумаг. Дело в том, что именно там расположены крупнейшие нефтедобывающие компании, акции которых котируются на таких биржах, как KASE и LSE. Определенную роль играет то, что сотрудники этих корпораций имеют в портфеле акции, от которых получают прибыль в виде дивидендов. В этом и заключается их финансовый интерес. В то же время исследование показывает низкую информированность мангистауских респондентов в банковской сфере. Мало знают о банковских инструментах и в Кызылординской области. Основная причина низкой финансовой грамотности, на наш взгляд, в недостатке информации на казахском языке и отсутствии деловых СМИ, вещающих на государственном языке. Что касается подкованности в финансовых аспектах, то в данном случае алматинцы, а также жители столицы и Атырауской области продвинулись на уровень выше. Но и тут есть пробелы по ряду финансовых вопросов, которые требуют решения. - Помогают ли лекции поднять финансовую грамотность? Или ситуация остается по-прежнему на низком уровне? - К сожалению, уровень финграмотности казахстанцев остается на низком уровне. Конечно, в нашей стране присутствует доля граждан, которая регулярно пользуется услугами финансовых институтов. Но все же большинству казахстанцев все еще непонятны различные нюансы, например, пункты договоров по банковским займам. Некоторые не знают, в чем суть работы тех или иных финансовых структур. На семинарах, порой, доходило до того, что нам приходилось разъяснять слушателям элементарные понятия. К примеру, чем занимается Национальный банк, чем он отличается от Народного банка, и чем регулятор рынка может помочь обычным гражданам. Чаще всего такие ситуации происходили в отдаленных аулах. Взрослых людей сложно обучить. Любую информацию они воспринимают через определенный фильтр собственного мнения. Интерес возникает тогда, когда затрагивается личное, и тем более, если это личное – его деньги. Если бы людям своевременно, на элементарном уровне рассказывали бы о финансовых вопросах, то проблем стало бы сразу меньше. Особенную роль в этом вопросе играет система образования Казахстана. К сожалению, в нашей стране нет программ для категории слушателей, являющихся перспективными потребителями финансовых услуг. Важно начинать обучать финансовым азам молодежь и детей. За рубежом работа по грамотности в первую очередь охватывает именно эту аудиторию. - С какими пробелами в знаниях у казахстанцев в финансовой сфере вы сталкиваетесь чаще всего? - Проблема финансовой грамотности является одной из важнейших и наиболее сложных в стране. На мой взгляд, немалое влияние на эту ситуацию оказывает советское прошлое большинства взрослых. До распада СССР наши граждане имели очень ограниченное представление о финансах. С тех пор минуло уже свыше 25 лет, а население до сих пор плохо понимает условия кредита, слабо разбирается в видах вкладов, предпочитает хранить деньги дома, не доверяя банкам. К примеру, в регионах люди, столкнувшись с проблемой с банком, в котором они обслуживаются, могут искать ее решение в местном акимате. Однако такой подход только снижает мотивацию людей усваивать финансовые знания, ориентироваться в механизмах защиты. Для многих открытием является то, что в первую очередь нужно пытаться найти выход из ситуации с самим банком, с котором подписан договор, а уже потом бежать в суд либо в другие инстанции. Такие ситуации возникают в основном из-за недоверия к фининститутам. К такому мнению мы пришли после непосредственных встреч с казахстанцами. - По вашему мнению, с помощью каких механизмов можно решить проблему низкой финансовой грамотности? - В решении этой проблемы в первую очередь должно быть заинтересовано государство, так как это способствует развитию финансовой системы и ее устойчивости. Финансовые структуры также должны участвовать в этой работе, так как это снижает риски для банков. Но тут, главное, не перейти грань, чтобы вся работа не превратилась в чей-то самопиар. Финансовые организации различного профиля, прежде всего, должны усилить консультационную сферу. Из-за недостаточности этой работы и происходит основная часть конфликтов и проблем. Приведу пример: в западных странах в некоторых банках с клиентами могут работать только те сотрудники, которые прошли несколько аттестаций. В нашей же стране именно из-за неопытности менеджера клиент не может получить необходимую ему информацию о том или ином финансовом продукте. К клиентам, которые собираются брать дорогие кредиты, на Западе вообще особый подход. Работать с ними – привилегия для менеджера. Отмечу, что со стороны самих казахстанцев тоже должна быть заинтересованность в повышении своей грамотности. Грамотный потребитель сможет предъявлять высокие требования к качеству продуктов и услуг, что создает возможность совершенствования рынка в том числе. - К каким последствия может привести финансовая безграмотность? -  К примеру, некомпетентность граждан в денежных вопросах, принятие ими неправильных финансовых решений повышают уровень финансового мошенничества, способствуют росту недоверия населения как к государству, так и к финансовому рынку. Отсутствие финансового менталитета в глобальном понимании чревато в целом снижением качества жизненного уровня людей, повышением социальной нагрузки. Веских аргументов тут много. - В прошлом году начал функционировать "Национальный фонд развития финансовых услуг", задачи которого реализует известный юрист Казахстана Михаил Кленчин. Будет ли ваш фонд конкурировать с этой организацией или, наоборот, будет совместно работать по улучшению финансовой грамотности казахстанцев? - Наш фонд открыт для любого конструктивного сотрудничества в вопросах финансовой грамотности. Что касается конкуренции, то, насколько я знаю, за эти годы в стране появилось несколько организаций, кроме указанной. Они ставят в числе своих приоритетов повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг (последнее, кстати, не наша прерогатива). Мое мнение – чем больше таких организаций в гражданском секторе, тем лучше для нашего общества. К тому же конкурентная среда влияет на повышение качества нашей работы и ее результативность. - Какая работа сейчас проводится в регионах Казахстана по увеличению финансовой грамотности? Могли бы вы подвести небольшие итоги работы за 2014 год? - На стратегическом уровне повышение финансовой грамотности является задачей Национального банка Республики Казахстан. Однако в последнее время этим направлением не занимается разве что ленивый. Наверное, некоторые видят в самом словосочетании "финансовая грамотность" силу пиара, так как почему-то стало резко популярно заботиться об уровне финансовой просвещенности граждан. Надеюсь, что от этого выиграет только население. Что касается нашей организации, то с 2013 года мы провели ряд мероприятий по вопросам финансовой грамотности. Свою работу на этом поприще мы решили делать поэтапно – для начала получить на руки анализ данных по ситуации. Им стало исследование уровня финансовой грамотности населения, которое мы провели с конца 2013-го по март 2014 года. Встречи с населением – очень эффективный инструмент содействия не только по повышению финансовой грамотности населения, но и обратной связи. Также большим достижением мы считаем признание нашего фонда международным экспертным сообществом по финансовой грамотности и принятие ОФ МЦЭГ в члены международного движения, специализирующегося в вопросах детской и молодежной финансовой грамотности. Мы часто общаемся с зарубежными коллегами онлайн, участвуем в вебинарах по финансовой грамотности, которые проводятся за пределами Казахстана, и уже поименно знаем экспертов этой области. Однако на сегодняшний день у нас нет проектов, связанных с обучением населения в режиме онлайн. Для этого нет эффективной инфраструктуры и материалов. Совместно с партнерами мы выпустили свыше 5 тыс. лифлетов на тему семейного бюджета, депозитов и кредитов, которые были распространены на наших семинарах и через общественные приемные Нацбанка. Лифлеты содержали не только тематическую информацию, но и список полезных контактов – адреса омбудсменов, Первого кредитного бюро и т.д. Отмечу, что 70% нашей работы (раздаточные материалы, видеоролики, семинары) в силу востребованности проводились нами на казахском языке.

Ирина Ярунина

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Последние новости:
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.