Европейские ювелиры отказываются везти свои изделия в Казахстан

Компании уже четыре года подряд откладывают посещение выставок

23 декабря 2016 года

Стоимость ювелирных изделий из дальнего зарубежья вырастает в два раза после прохождения через Пробирную палату Казахстана, сообщила корреспонденту LS президент международной выставочной компании Kazexpo Мария Молдагалиева.

В интервью с корреспондентом LS собеседница рассказала, что уже четыре года крупные европейские бренды ювелирных изделий пытаются посетить Астану и выставить свои изделия на продажу. Но при подсчете всех расходов выясняется, что товар вырастает в стоимости практически вдвое. В результате компании откладывают свои поездки.

- Мария Ташкенбаевна, насколько возрастают в цене изделия для жителей столицы после всех необходимых требований?

- Проблема в том, что на весь Казахстан есть только один специальный таможенный пост для ювелирных изделий, и он находится в Алматы. Получается, иностранцы привозят свой товар, в аэропорту Алматы проходят экспертизу, оттуда на бронированной машине везут изделия в пробирную палату. Далее после клеймирования снова везут в аэропорт и под охраной вылетают в Астану. Все это за свой счет!

Охрана, аренда авто – это очень дорогое удовольствие, вот так и вырастает стоимость изделий практически на 100%.  

- Чем чревата для Казахстана эта ситуация?

- Получается, что Астану просто не могут посетить и презентовать свои изделия иностранные ювелиры. В прошлом году мы планировали привезти 12 компаний – это очень солидные бренды, попросили таможенников открыть пост в Астане, но не получилось. Для этого пришлось бы привозить в столицу не только пост, но и всю пробирную палату, потому что у местной нет нужного оборудования. Из-за всех этих несостыковок компании уже четыре года откладывают посещение выставок в Астане. Они оставляют заявки, обговаривают условия, а потом считают расходы и понимают, что это слишком дорого.

Также в прошлом году мы пытались привезти в Казахстан членов Ассоциации бриллиантов Антверпена из Нидерландов. Они планировали обучить казахстанских мастеров гранить бриллианты, хотели устроить мастер-класс, показать свои камни. Наиболее успешных учеников планировали забрать в Антверпен и там уже на месте обучить за свой счет. Но опять встал вопрос о доставке бриллиантов в Астану через все эти посты, стоимость моментально вырастала в два раза. Это лишние расходы, которые компании не хотят нести.  

Сейчас в Казахстане нет хороших гемологов, знающих камни, нет семейных ювелирных мастерских, как в Италии. Эта отрасль способна давать хороший доход государству и создавать рабочие места. Но для этого нужен толчок, который могли бы дать иностранцы, но они не могут к нам попасть. Это все возможности, которые Казахстан упускает из-за мелких проблем.

- Недавно предлагалось разработать "Дорожную карту" по ювелирной отрасли, она решит эти проблемы?

-  Думаю, да, хотя это зависит от разработчиков. Внесут ли они в нее эти ситуации. Ювелирка – это же одна из традиций казахского народа. Если организационные вопросы будут урегулированы, то многие захотят купить небольшое оборудование и начать производить свои изделия. Мы хотим, чтобы в Казахстане было много производителей национальных украшений.

Вообще, я заметила, что сейчас покупатели относятся очень уважительно к казахстанским производителям. Если раньше на выставках оптовики из Узбекистана, Кыргызстана сразу бежали к россиянам, то теперь они сначала разговаривают с казахстанскими ювелирами, изучают ассортимент и цены. Просто в нашей стране пока еще очень мало производителей, а у существующих - узкий ассортимент и нет эксклюзивных изделий.  

- Какие вообще расходы несут иностранные компании, которые привозят изделия на выставку?

- Я не могу назвать конкретную цифру, потому что они разные, а кроме тог, конфиденциальные. Но могу сказать, что компании платят за аренду павильона, и это приличная сумма, в которую входит охрана, то есть видеонаблюдение, патрулирование и инкассация.

Много лет назад у нас был инцидент, когда у одной итальянской компании украли изделия на выставке в Казахстане. Это был их первый приезд, они думали в нашей стране все благородные и культурные люди. Дали в руки посетителю плакетку с ювелирными изделиями, а тот положил в сумку и ушел.  Камеры, как потом выяснилось, не работали. Это было уроком для нас, и мы прописали в договоре обязательную охрану, которая даже ночью с собаками проходит по рядам, а также сделали обязательной страховку.  

Теперь если случится такой инцидент, то мы возмещаем ущерб компании-участнику, а потом сами разбираемся со страховщиками.

- А сколько всего выставочных компаний работает в Казахстане? Тяжела ли конкуренция?

- Да, конкуренция очень жесткая. Если говорить о профессиональных компаниях, то их 4-5, но еще много тех, кто проводит выставки-ярмарки. Есть и иностранные компании, с ними проще цивилизованно договориться, когда тематика выставок перекликается, с казахстанскими это невозможно.

Крупным компаниям всегда стыдно за ярмарочников, они роняют имидж нашей страны в глазах иностранцев. Потому что на их выставках рядом продаются, мед, фрукты, шубы, хенд-мейд – все подряд. Иностранцы видят это и думают, что у нас не умеют проводить хорошие выставки и говорят об этом своим знакомым. Многие из этих компаний работают на рынке всего два-три года, что-то урвут и уходят.    

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.