Читаю комментарии к моим расчетам и один из них звучит следующим образом: почему в Казахстане, когда цена нефти упала со 110 долларов за баррель до 50 долларов за баррель, цена бензина не упала на 60 тенге за литр, а только на 30 тенге.
Попытаюсь очень просто объяснить.
Нужно понимать, что, когда цена на нефть была выше 100 долларов за баррель, государство сдерживало стоимость нефти путем создания искусственного предложения на рынке Казахстана и законодательным ограничением стоимости бензина.
Если бы этого не было, то бензин у нас стоил бы примерно 140-150 тенге за литр марки АИ-92.
Продавец нефти всегда будет выбирать наибольшую цену реализации. Сейчас государство на уровне контрактов на недропользования обязывает наших недропользователей продавать нефть на внутреннем рынке. Для того чтобы экспортировать нефть, нужно разрешение Минэнерго. Бюрократически можно затянуть предоставление квот и это тоже вызывает увеличение предложения на рынке. Таким образом, государство насыщает собственный рынок нефтью. Чтобы сдерживать цены на нефть в стране при высоких ценах, устанавливается предельная цена реализации основных марок ГСМ. В результате происходит следующее: розничный торговец ставит предельную цену и, вычитая свои расходы и маржу, определяет, по какой цене он купит у оптовика или производителя. Производитель, соответственно, определяет цену, по которой он готов купить у недропользователя, а так как недропользователю законодательно нужно продать часть объема на местном рынке, он соглашается на ту цену, которую дает производитель или оптовик.
Поэтому в период высоких цен в Казахстане были низкие цены на ГСМ.
Однако такой подход приводил к дефициту бензина в стране, так как из-за низкой цены в период высоких цен на нефть было не выгодно завозить объемы из России или Китая, и все помнят период, когда у нас были проблемы с ГСМ.
Чтобы понимать, нужно знать, что цена бензина зависит от сырьевых и несырьевых расходов. Несырьевые расходы, включающие трейдерскую маржу, условно постоянны на 1 литр бензина, тогда как стоимость сырья зависит от мировых цен. Сейчас примерно 60-65 тенге в одном литре занимают постоянные расходы, остальное - расходы на сырье.
Чтобы не было проблем, я бы предложил законодательно установить формулу: 60 тенге плюс базовая стоимость сырья. Например, сейчас 39 тенге и плюс дельта, которая зависит от цены на нефть на мировых рынках. Подорожание на 1 доллар будет равняться удорожанию на 1 тенге. Также нужно дифференцировать от стоимость цены, так как нужно делать скидку на прогрессивное налогообложение и ввести дифференцированные расходы на постоянную часть в зависимости от региона (разные расходы на логистику). Тогда люди будут знать, что цена определяется не чиновниками, а рынком.
ГСМ имеет временной производственный лаг, примерно 1-2 месяца - это время на доставку и переработку. Соответственно, для ценообразования нужно использовать среднюю цену нефти прошлого месяца и устанавливать на текущий месяц предельную цену автоматически.
Каждый год базовая часть пересматривается и устанавливается заново на год.
Чтобы не было больших скачков при высокой волатильности рынка можно включить рыночный механизм и влиять частично на цену через КМГ.
Законодательно можно включить предельную максимальную цену на год, на случай если цены на нефть вырастут значительно.
Для того чтобы уменьшить постоянную часть цены бензина, нужно увеличивать глубину переработки, так как сейчас в основном мы высокооктановый бензин получаем путем добавления присадок, и часть убытка от реализации мазута перекладываем на ГСМ. Чтобы этого не было, нужно, чтобы мазута вообще не оставалось. Например, в Казахстане в среднем из 1 тонны нефти выходит 40-50 процентов мазута, тогда как на современных российских заводах выходит всего 10-20 процентов темных остатков (больше битум или гудрон). Например, цена реализации 1 тонны высокооктанового бензина - 500-600 долларов, а мазута - 200-250 долларов за тонну. Это значительно удешевит стоимость ГСМ. Различные установки изомеризации типа риформинга позволяют сразу же получать высокооктановый бензин без добавления присадок, что также удешевляет стоимость бензина.
Примерно так.
Галим Хусаинов,
председатель правления BRB Invest.