Внедрение цифровых технологий в сферу строительства и эксплуатации дорог может существенно повысить уровень безопасности.
Как отмечается в исследовании, в стране динамично растет количество функционирующих транспортных средств. В том числе за восемь месяцев этого года было продано 119,2 тыс. машин, согласно данным Казахстанского автомобильного союза.
На фоне этого задача повышения дорожной безопасности становится критической важной, которая в перспективе должна решаться двумя путями. Это улучшение инфраструктуры и внедрение новых технологий для контроля за строительством и эксплуатацией дорог. Об этом упоминал президент Касым-Жомарт Токаев.
Он поручил запустить единую цифровую платформу, на которой будет отражаться вся информация о строительстве и ремонте трасс, в том числе внутригородских. Также президент заострил внимание на необходимости внедрения интеллектуальных систем в инфраструктуру.
В документе отмечено, что автоматизация данной отрасли является необходимостью, обусловленной стремительным развитием технологий и увеличением нагрузок на транспортные сети. Ожидается, что применение IT-решений сделает управление дорожной системой более эффективным, безопасным и экономически выгодным.
Вместе с тем в Казахстане уже имеются перспективные проекты в данной области. Но для того, чтобы обеспечить комплексное развитие, необходимо определить, кто будет нести основную ответственность за их внедрение.
В данном вопросе выделяется министерство транспорта, обладающее достаточными ресурсами и полномочиями, чтобы инициировать масштабные проекты по цифровизации.
Госорганы могут внедрить законодательные инициативы, обеспечивающие правовую основу для автоматизации дорожной отрасли, в т.ч. создание стандартов для использования таких решений, как системы управления дорожным движением, мониторинг состояния дорог с помощью дронов и датчиков, автоматизация контроля инфраструктуры.
Для создания базовой IT-инфраструктуры нужны госинвестиции. Речь идет об умных светофорах, автоматизированных системах контроля дорожного движения и мониторинга и др.
Госорганы также могут способствовать развитию партнерств с частным сектором в формате ГЧП, создавая условия для привлечения инвестиций и внедрения инновационных технологий.
Между тем цифровизация дорожной отрасли невозможна без глубоких научных исследований и подготовки квалифицированных специалистов. Поэтому важно участие третьей стороны – научно-исследовательских институтов и образовательных учреждений как генераторов знаний.
Университеты и научные институты могут заниматься фундаментальными исследованиями в области новых технологий, систем управления и анализа больших данных, что в дальнейшем ляжет в основу практических решений для автоматизации. В рамках совместных проектов они могут предложить научное обоснование и поддержку при внедрении передовых решений в инфраструктуру дорог.
На сегодняшний день в Казахстане уже есть три крупные отраслевые организации, которые внедряют свои IT-решения: "КазАвтоЖол" (национальный оператор по управлению автодорогами международного и республиканского значения), Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт (ведущая научная организация, занимающаяся исследованиями и разработками в области дорожного строительства и эксплуатации) и Национальный центр качества дорожных активов (контроль качества автодорожных проектов). Все они так или иначе относятся к министерству транспорта.
В том числе "КазАвтоЖол" реализует три проекта:
– Автоматизированные системы оплаты на платных дорогах, что ускоряет проезд по платным участкам, улучшает их пропускную способность и повышает безопасность движения. Тем не менее данное решение используется только на новых платных участках. На первых автобанах, "Астана – Щучинск" и "Алматы – Қонаев", по-прежнему работает старая и небезопасная система с постами оплаты.
– Мобильное приложение "Sapar" обеспечивает водителей актуальной информацией о состоянии объектов, дорожных событиях и придорожных сервисах.
– Проект "Безопасные дороги", предусматривающий автоматический контроль за скоростью движения и контроль за весом транспортных средств для предотвращения повреждений и повышения безопасности.
У Наццентра два продукта:
– Цифровая система для автоматизации испытаний дорожных материалов KazRoadLab. Она сокращает влияние человеческого фактора и повышает точность результатов.
– Виртуальный тренажер для специалистов. Это обучающая платформа, предоставляющая дорожным профессионалам интерактивные модули для обучения основам испытаний и методикам анализа данных. Тренажер помогает улучшить профессиональную подготовку и гарантировать более высокое качество работы специалистов.
КаздорНИИ занимается пятью продуктами:
Система управления эксплуатацией мостов (СУЭМ), которая оцифрует информацию обо всех данных объектах и путепроводах республики. В СУЭМ внесут проектно-технические характеристики, 3D-сканы, оценку технического состояния, сведения о деформациях и ремонтах. Платформа сама сформирует отчеты по каждому объекту, подскажет о приближении сроков ремонта и поможет спланировать бюджет таких работ.
Система управления улично-дорожной сетью предоставляет удаленный доступ к данным об улично-дорожной инфраструктуре.
Цифровой двойник автодорог, созданный на основе 3D-сканирования, помогает прогнозировать изменения и своевременно находить решения для улучшения состояния трасс без вмешательства в реальную инфраструктуру, что обеспечит сокращение издержек, повышение безопасности и качества объектов.
База дорожных профессионалов Jolshy будет содержать информацию обо всех специалистах дорожной отрасли, начиная с выпускников вузов. Реализуется интеграция с платформами Enbek.kz и eLicense.kz для отражений сведений о кадрах (квалификация, опыт работы и т.д.), а также статданные о потребности в специалистах.
База дрожно-строительных материалов и новых технологий. На одной платформе собрана вся подтвержденная информация о нужных материалах, технологиях и инструментах для дорожного строительства.
Данная база состоит из ГИС-карт каменных карьеров и асфальтобетонных заводов с обновляемыми протоколами испытания добываемых материалов, рейтингом соответствия и качества по результатам ежегодной инспекции; реестров новых технологий, апробированных и рекомендованных к применению в конкретных климатических зонах Казахстана; производителей минерального порошка и цемента для дорожного строительства с результатами испытаний; аккредитованных лабораторий с указанием местоположения, контактов, аттестатов аккредитации и области деятельности; технических средств безопасности дорожного движения, машин и механизмов.
На такой платформе заказчик, исполнитель, инженер или автор проекта могут выбрать наиболее оптимальный, подходящий к определенным климатическим и другим условиям стройматериал без посредников. Также это делает реализацию проектов прозрачной.
В документе отмечается, что за счет данных проектов Казахстан может стать лидером в использовании новых решений в дорожной отрасли.
Вместе с тем вопрос, кто должен заниматься оцифровкой данной сферы, требует внимательного рассмотрения, так как у всех трех организаций есть свои сильные стороны.
"КазАвтоЖол" имеет опыт в управлении платными дорогами и внедрении технологий для улучшения пропускной способности трасс.
НЦКДА отвечает за контроль качества трасс, что позволяет им внедрять автоматизированные системы для оценки состояния инфраструктуры и обеспечения ее безопасности.
КаздорНИИ как научно-исследовательский институт разрабатывает и внедряет инновационные технологии, такие как цифровые двойники автодорог и системы управления мостами.
В связи с этим необходима координация усилий всех участников, включая госорганы и частный сектор. Каждый из этих игроков может внести свой вклад в развитие дорожной инфраструктуры, используя ресурсы и компетенции.
Все это должно регулировать рост автопарка, а также обеспечить более безопасное и качественное передвижение.
Вместе с тем координацию можно отдать независимой научной организации, чьи разработки могут обеспечить долгосрочные результаты и интеграцию современных технологий в дорожное хозяйство. Это связано с тем, что КаздорНИИ не работает с подрядчиками, не принимает прямого участия в приеме дорог. Поэтому институт может принимать непредвзятые решения, способен проводить независимую оценку и внедрять решения, не зависящие от подрядчиков. Это делает его наиболее подходящим кандидатом для ведения масштабных цифровых проектов, обеспечивающих как безопасность, так и эффективное управление.
Помимо этого, КаздорНИИ является активным участником технического комитета Международной организации по стандартизации ISO TK 241 "Безопасность автомобильных дорог" по вопросам разработки и глобального внедрения двух новых международных стандартов в сфере транспорта: 39003 и 39004. Данные стандарты ориентированы на уменьшение количества ДТП в условиях развития новых интеллектуальных и беспилотных технологий.
В данном вопросе нужно учитывать такие вызовы, как высокая стоимость внедрения технологий и проблема в взаимодействии госорганов с частным сектором. Это затрудняет реализацию проектов из-за ограниченности бюджета, а также может приводить к задержкам и дублированию функций.
Также важно учитывать риск кибератак и необходимость обеспечения информационной безопасности при внедрении цифровых систем, что требует дополнительных ресурсов и компетенций.