Незавершенная структурная реформа "Қазақстан темір жолы" снижает эффективность управления активами и мешает компании выйти на IPO. Такое мнение LS озвучил генеральный директор AERC Жаныбек Айгазин.
Оценивая ситуацию с переносом сроков размещения КТЖ на бирже, собеседник LS напомнил о трех основных видах бизнеса холдинга. Это предоставление услуг по использованию магистральной железнодорожной сети (МЖС), перевозочная деятельность и владение пакетами акций своих дочерних и зависимых организаций.
По его словам, в рамках лучшей корпоративной практики национальной ж/д компании следовало остаться холдингом, а остальные активы вывести в отдельные юридические лица.
"Что касается инфраструктуры и перевозочной деятельности, то они вывели ее и создали "КТЖ-Грузовые перевозки". Но все равно перевозка неразрывно связана с самой инфраструктурой в рамках "Қазақстан темір жолы", т.е. он сам оперирует инфраструктурой и возит. В законе о ж/д транспорте, который был принят в 2001 году и не раз модифицировался, говорится, что нацоператор инфраструктуры и национальный перевозчик грузов должны существовать отдельно. Однако по факту они сконцентрированы в одном лице – КТЖ", – пояснил Ж. Айгазин.
Гендиректор AERC отметил, что подобное разделение позволило бы четче видеть денежные потоки и понимать, насколько необходимо дальнейшее финансирование инфраструктуры. Он подчеркнул, что в мировой практике это ответственность государства – покрывать не только капитальные, но и текущие расходы. Однако в Казахстане эти затраты несет КТЖ самостоятельно, перекрывая их за счет рентабельных грузов. В результате нацкомпания набрала много кредитов, в том числе на инфраструктуру и подвижной состав. Размер ее долга сейчас приблизился к 3 трлн тенге, или более 2% от ВВП.
"Сначала надо разделить финансовые потоки и определить, что прибыльно, а что нет. Реформа в этой части до конца не проведена. Сейчас также нет наличия такой хорошей цены, которую могли бы дать при размещении: как в МЖС, так и в перевозочной деятельности есть кросс-субсидирование и ситуация с тарифами. По отдельным грузам и направлениям они отставали от инфляции, из-за чего накапливались дисбалансы и убытки у самой нацкомпании. В целом, несмотря на рост фондовых индексов, глобальная неопределенность, не до конца проведенная реформа и текущее рыночное окно трудно считать удачными условиями для вывода инфраструктурных монополий на биржу", – подчеркнул экономист.
Также собеседник LS высказал мнение о ситуации с демонополизацией в стране. На его взгляд, емкость казахстанской экономики, коррупция, излишнее регулирование, бюрократия и неполное исполнение законов ответственными лицами затрудняет данный процесс.
В то же время он отметил, что иногда наличие монополий может быть оправдано, поскольку входной билет на некоторые рынки достаточно дорогой, и не каждая компания потянет такие затраты.
"То есть в некоторых сегментах вход для других поставщиков экономически нецелесообразен, поэтому важно сохранять баланс. Для этого существует антимонопольная политика, которая должна его учитывать и не допускать необоснованного расширения участников. Например, стационарные сети в телекоммуникациях постепенно устарели, вместо них появились мобильные операторы. Прогресс может поменять видение данного рынка. Но, с точки зрения экономики монополия менее эффективна, чем конкуренция", – рассказал Ж. Айгазин.
Кроме того, гендиректор AERC обратил внимание на снижение доверия иностранных инвесторов, о чем свидетельствуют данные за прошлый год, когда чистый приток ПИИ сложился отрицательным.
"В среднесрочной перспективе экономика Казахстана будет интересна с точки зрения сырьевых проектов, а по другим сегментам перспектив я не вижу, за исключением каких-то нишевых проектов, которые могут вступить в GVC (Global Value Chain – прим. LS). Поэтому только в виде сырья мы будем интересны прямым иностранным инвесторам. А чтобы в будущем поддерживать рост экономики и текущий уровень потребления, стране важно вкладываться в геологоразведку и новые сырьевые проекты, включая редкозем, цветные и черные металлы, углеводороды, а также, возможно, органическое сельское хозяйство", – резюмировал собеседник LS.
Ранее госфонд "Самрук-Қазына" подтвердил LS информацию о том, что IPO "Қазақстан темір жолы" перенесено на более поздний срок, чем 2025 год. Подобное решение было обусловлено тем, что компания ждет более благоприятного рыночного окна.