Законодательно мы имеем единую таможенную территорию и в целом ключевая причина нашего нахождения в ЕАЭС – это безбарьерный доступ к общему рынку в 170 млн потребителей.
Но когда мы слышим, что казахстанский перец давят бульдозерами на границе с Россией, когда мы видим, что наши автоперевозчики не могут беспрепятственно совершать транзит через территорию Российской Федерации, когда Россельхознадзор накладывает запреты на импорт определенных товаров, в том числе и на наш рынок, когда за прошлый год мы смогли экспортировать в Россию всего 7 автомобилей из-за барьера в виде утилизационного сбора - все это дает сигнал инвесторам, что на самом деле устойчивости в этом доступе на общий рынок как-то немного не хватает. Условно представим, как сидит какой-нибудь инвестор в Европе, читает о перечисленных событиях в Bloomberg, а потом видит, что Казахстан особо никак не реагирует, не дает правовую оценку, не предпринимает никаких мер, чтобы разобраться и обеспечить соблюдение договоренностей, такие новости очень серьезно подрывают нашу инвестиционную привлекательность. Очень много подобных набивших оскомину историй.
И вот снова. В прессе прошла информация, что, по данным Союза международных перевозчиков Казахстана, 3 сентября 2015 года по неизвестной причине в нарушение базовых договоренностей в рамках ЕАЭС Федеральная таможенная служба РФ для всего грузового автотранспорта, следующего транзитом через территорию России в Казахстан, устанавливает маршрут следования и применяет полный таможенный досмотр (!) в таможенных органах РФ, расположенных в непосредственной близости от российско-казахстанской границы.
В период с 3 по 8 сентября на Самарской и Саратовской таможнях более 100 автотранспортных средств помещены на склады временного хранения для проведения таможенного досмотра. Это не касается только автомобилей, которые идут с морского порта Новороссийск и Северо-Осетинский таможенный пост, а остальные с 3 сентября задерживаются и подвергают 100%-му досмотру.
Действия ФТС грубо нарушают договоренности, достигнутые между нашими странами 29 мая 2015 года в пос. Боровом на заседании Евразийского межправительственного совета и закрепленные распоряжением №12 «Об обеспечении непрерывного действия Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжек МДП на территории Евразийского экономического союза». Кроме того, этот инцидент говорит о неисполнении поручения президента России Владимира Путина от 25 февраля 2015 года №ПР-321 в адрес правительства РФ об обеспечении непрерывного действия на территории России данной таможенной конвенции.
Несложно посчитать экономические потери перевозчиков. Каждый день простоя на складе временного хранения - это 7 тыс. рублей, погрузка/выгрузка 1 тонны - 600 рублей.
Одним перевозчиком были сделаны видео, где ответственный руководитель таможенного поста «Самара» открыто признает, что досмотр казахстанских автофур ведется по указанию «сверху». Теперь перевозчика могут обвинить в том, что он вел несанкционированную видеосъемку.
Коллеги из комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию РК уже отреагировали на ситуацию и направили от нашего министра письма в адрес руководителя ФТС и министра транспорта России с предложением провести двухсторонние консультации между транспортными и таможенными ведомствами по урегулированию транзитного проезда.
Пока реакции с российской стороны не последовало. Но мы очень надеемся на скорейшее разрешение возникшей проблемы. Требуется безусловное соблюдение госорганами всех стран законодательства ЕАЭС. Это крайне важно для успеха нашего интеграционного объединения.
Рахим Ошакбаев,
вице-министр по инвестициям и развитию.