Омаров: Как могут госслужащие с кнопочными телефонами реализовывать цифровую революцию?

Эксперты подняли вопрос того, как можно ускорить процесс интеграции финансового сектора в цифровое пространство

17 мая 2017 года

Президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса (АКИБ) Константин Горожанкин рассказал о том, как необходимо развивать цифровой банкинг в стране, передает LS.

В ходе панельной дискуссии на конференции, организованной Misys в Алматы, Горожанкин высказал мнение о том, что казахстанцы нуждаются не просто в стандартных банковских услугах, а в более расширенном спектре предоставляемых продуктов.

"Мне бы очень хотелось, чтобы в Казахстане появился не просто цифровой банкинг, а универсальный цифровой банкинг. Люди, которые занимаются финтех-проектами, имеют гораздо больший опыт в digital-направлении, чем те, кто находится в банковской сфере. Им гораздо легче построить более удобную для клиентов систему. Я вам скажу честно: люди не любят банки и не любят туда ходить. Все, ради чего они это делают, – удовлетворение собственных потребностей. Должно быть что-то больше, чем стандартное предоставление банковских услуг. И если кто-то сделает так, чтобы была организация, пусть даже она не будет называться банком, но удовлетворит их потребности, она заберет многих клиентов", - полагает он.

Президент АКИБ уточнил, что подобная организация сможет предоставлять клиентам, например, возможность инвестирования средств с выходом на российский и американский рынки акций. Также, по его мнению, универсальная структура могла бы предлагать продукты по страхованию жизни.

"Мне кажется, что такой банк соберет очень много клиентов. Тем более сейчас на рынке образовался некий вакуум в связи с объединением некоторых банков. Так как некоторые игроки приостановили развитие цифровых технологий. И это самое подходящее время использовать эту идею. Если вы этого не сделаете, то сделает рынок. И тогда мы можем получить интересного игрока, который многие банковские услуги заберет на себя. Однако еще страшнее, если такой игрок придет извне, например, из западных стран", - считает он.

При этом Горожанкин заметил, что подобные технологии порой тяжело внедрить в банках. Однако, исходя из собственного опыта, он уточнил, что это возможно.

"Очень важный момент в этом секторе – регуляторные ограничения. Это регулятор должен идти вслед за цифровым банкингом, а не наоборот. Но мой опыт показывает, что с Нацбанком надо плодотворно работать. Там сидят такие же люди, как мы. Да, они иногда упираются. Но я был по разные стороны и отмечу, что порой торможение процесса происходит из-за банковского лобби", - добавил он.

При этом генеральный директор Первого кредитного бюро Руслан Омаров обратил внимание на тот факт, что в Казахстане много говорят про развитие цифрового банкинга, однако должного развития не происходит из-за нескольких факторов.

"У нас возникает конфликт поколений – молодежь говорит о том, что нужно двигаться в этом направлении. А более старшее поколение говорит: нет, нельзя. Определенные традиции важны и нужно следовать за ними. Но не слепо. То же самое происходит и с финансовым сектором. Молодые специалисты двигают данное направление, но нам мешают. Регулятор не готов этому. К тому же как можно при использовании кнопочных телефонов у сотрудников госорганов, которые ответственны за цифровизацию, реализовать цифровую революцию? Я считаю, что нам самим нужно подключаться к процессу", - предположил он.

По его оценке, необходимо пересматривать и упрощать законодательную базу. Кроме того, существует нехватка профессиональных специалистов в цифровом секторе.

В целом Омаров считает, что казахстанцам нужны сервисы, которые предоставляют банки, а не сами организации.

"У нас еще до сих пор сохраняется мнение о том, что только банк может предоставлять банковские операции. При этом на Западе эти же услуги уже предоставляют другие организации. Карточки также выпускают другие институты. Это касается транзакций, платежей, кредитов", - добавил он.

Во время встречи не обошлось без актуальной темы - объединения банков. На вопрос о том, как этот процесс влияет на развитие цифровых технологий в организациях, Горожанкин ответил отрицательно.

"В том формате, в котором происходит объединение казахстанских банков сейчас, – это, конечно, минус для цифрофизации. Вчера услышал выступление главы Народного банка Умут Шаяхметовой о том, что в процессе объединения не все понятно. А люди из банков при этом убегают. И чем дольше финорганизации будут говорить про объединение, но при этом не делать этого, тем больше они будут терять клиентов. Здесь я говорю не только про Казком и Народный банк. А люди – это самое главное в этом бизнесе", - высказал мнение Горожанкин.

В свою очередь Омаров добавил, что объединение нескольких игроков  – это шанс для других банков получить хороших клиентов, если они смогут правильно воспользоваться ситуацией.

При этом главный консультант по стратегическим бизнес-решениям Misys Елена Санькова озвучила тренды в мировом банковском секторе с появлением цифровых технологий.

Первый изменившийся момент, по ее мнению, - смена конкурентов ны рынке.

"Если раньше соперниками банков выступали такие же игроки, которые предлагали клиентам типизированные услуги, то сегодня ситуация другая. На рынок выходят совершенно новые организации – например, провайдеры финансовых услуг", - отметила она.

Второй – отношение клиентов к финансовым услугам.

"20 лет назад, когда банковская система Казахстана только зарождалась, финансовым организациям было достаточно заполучить клиента. После этого они могли расслабиться. Сейчас ситуация полностью изменилась. На рынок выходят люди, которые были рождены в конце 90-х годов. Они уже начинают зарабатывать и получать зарплату. Это те люди, которые выросли с мобильными телефонами в руках. У них совершенно другое отношение к банкам. Они перестают быть лояльными к ним. И если им что-то не нравится в одном банке, они спокойно переходят в другой", - отметила она.

Третий момент – внедрение новых технологий, которые позволяют оцифровывать документы.

Четвертый – смена регуляторных норм.

"По нашим данным, количество нормативных данных, процедур и документов выросло более чем в пять раз за последние семь лет", - привела данные представитель Misys.

Санькова также отмечает, что в текущих условиях организации должны трансформироваться, в противном случае они могут потерять свой бизнес.

"Нам больше не нужно стоять и голосовать на улице, чтобы поймать такси. Мир становится ближе и бизнес турагентов также отмирает. Подобная ситуация наблюдается в в розничном бизнесе", - отметила она.

В целом Санькова добавила, что не ко всем цифровым технологиям нужно присматриваться и сразу внедрять в собственный проект. По ее оценкам, некоторые из них появились вследствие моды.

"Платежи через интернет заняли прочное положение на рынке. И все соглашаются с тем, что данные технологии останутся. С другой стороны, существуют платежи через социальные сети. По оценкам экспертом, скорее всего это направление будет непопулярным через некоторое время. Это всего лишь дань моде. При этом к биткоину мы пока присматриваемся. Здесь существует много регуляторных мер. Вопрос пока открытый. И, наконец, нас постоянно пугают тем, что наличные деньги изживут себя. Мы пока с этим не согласны. Пока еще рано от них отказываться", - резюмировала представитель Misys.

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.