Нацбанк уже начал осуществлять передачу пенсионных денег частным управляющим компаниям. LS подготовил обзор о том, как менялась пенсионная система Казахстана за последние 20 лет.
В ответе на официальный запрос LS в Нацбанке напомнили, что после обретения независимости Казахстану по наследству от Советского Союза перешла солидарная пенсионная система. Но она имела ряд существенных недостатков.
"В первую очередь это непропорциональное соотношение между количеством экономически активного населения и пенсионерами. К моменту проведения реформы в 1998 году соотношение составляло 1,8 к 1 и продолжало падать вследствие старения населения, падения рождаемости, увеличения скрытой и явной безработицы. Другим недостатком являлась слабая связь между доходами работающего населения и размером выплачиваемой пенсии. Люди с одинаковыми доходами могли получать различные по величине пенсии, в то время как граждане, имеющие сильно отличающиеся доходы, получали пенсию одинакового размера", - отметили в Нацбанке.
По оценкам регулятора, проблемы были обусловлены отсутствием персонифицированного учета, что приводило к отсутствию индивидуальной заинтересованности в обеспечении старости. Высокие размеры обязательных отчислений во внебюджетные фонды (в сумме 32%) и отсутствие связи с выплатами привели к хроническим неплатежам и уклонению от них. При этом общая задолженность предприятий всех форм собственности к 1998 году достигла в своем пике 40 млрд тенге.
"Уровень пенсионных сборов неуклонно падал. Имели место неконтролируемое использование средств внебюджетных фондов и отсутствие контроля за самозанятым населением и, соответственно, чрезвычайно малые сборы от него", - добавили в ведомстве.
Еще одной причиной реформирования пенсионной системы в 1998 году были неодинаковые возможности разных областей республики выплачивать пенсии из местных поступлений.
"По этой причине министерство труда создало механизм перераспределения поступлений. Ежемесячно 30% собранных взносов направлялось на республиканский счет. Минтруда перераспределяло эти поступления по областям, имеющим дефицит. Различие в пенсионных выплатах по областям было несправедливо и неэффективно. Области с высоким уровнем дохода имели меньший стимул для сбора взносов, поскольку они теряли большую часть собранных поступлений. Такая же логика распространялась и на распределение доходов областей", - уточнили в ведомстве.
В Нацбанке подчеркнули, что для решения всех проблем в 1998 году в Казахстане была введена накопительная пенсионная система. Основными ее преимуществами стало постепенное освобождение государственного бюджета от зависимости пенсионных выплат, а также достижение долгосрочной финансовой сбалансированности и обеспечение социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения.
Данная накопительная пенсионная система, администрируемая частными накопительными пенсионными фондами, функционировала следующие 15 лет. За это время существенно снизилось давление с государственного бюджета страны, были аккумулированы значительные объемы пенсактивов, инвестированных в экономику страны, возросла доля активного населения.
"Несмотря на это, в данной системе имел место ряд недостатков, которые тем не менее не носили системный характер. По-прежнему оставался высоким процент самозанятого населения, не осуществляющего пенсионные взносы. Также была недобросовестная конкуренция между частными накопительными пенсионными фондами, наблюдались относительно высокие административные расходы и частая миграция вкладчиков из одного накопительного пенсионного фонда (НПФ) в другой. Помимо этого, отсутствовал единый подход к оценке инвестиционного портфеля. Поэтому для уменьшения затрат на администрирование пенсвзносов и осуществления выплат все индивидуальные пенсионные счета в частных НПФ были консолидированы в ЕНПФ. За частными НПФ сохранили право осуществлять деятельность по привлечению добровольных взносов", - объяснили в Нацбанке.
По оценкам ведомства, в результате реформирования затраты на содержание накопительной пенсионной системы были сокращены более чем в два-три раза.
На 1 января 2011 года в республике функционировали 13 накопительных пенсионных фондов. На 1 января 2012 года и 1 января 2013 года в республике функционировали 11 организаций.
Позже в результате консолидации пенсионных активов и обязательств всех НПФ в ЕНПФ, которая началась в октябре 2013 года и завершилась в марте 2014 года, количество вкладчиков фонда по всем видам договоров составило порядка 9,7 млн единиц, а сумма пенсионных накоплений – более 3,9 трлн тенге.
В этом же 2013 году был принят новый Закон "О пенсионном обеспечении", которым, помимо создания ЕНПФ, были введены 5% обязательные профессиональные пенсионные взносы, которые обязан отчислять работодатель в отношении своих работников, занятых на работах с вредными условиями труда.
"Создание ЕНПФ не изменило принципов общей системы, в частности, была сохранена система индивидуальных накопительных пенсионных счетов. По всем видам обязательных взносов сохранена гарантия государства. При этом создание фонда позволило существенно снизить административные расходы и, соответственно, комиссионное вознаграждение, уплачиваемое с полученного инвестиционного дохода и активов", - отмечают в Нацбанке.
На сегодняшний день пенсионная система включает: солидарный и накопительный компонеты. С 2020 года вводится дополнительный условно-накопительный компонент, который будет формироваться за счет 5% обязательных пенсионных взносов работодателей за своих работников. По мнению Нацбанка, такая диверсификация источников выплат способствует обеспечению финансовой устойчивости системы и позволяет сгладить минусы одного компонента за счет плюсов другого.
"Помимо этого, использование нескольких компонентов пенсионного обеспечения позволит обеспечить коэффициент замещения утраченного заработка (отношение размера пенсии к уровню доходов, полученных вкладчиком в период трудовой деятельности) на уровне не ниже 40%, что соответствует рекомендациям международной организации труда", - уточнили в ведомстве.
Представители регулятора признают, что в результате реформирования не были решены системные проблемы, заключающиеся в наличии конфликта интересов Нацбанка и доверительного управляющего акциями ЕНПФ.
"Прошедшее с момента создания ЕНПФ время показало, что определенные системные недостатки не были устранены. В текущей модели государство принимает инвестиционные решения за вкладчиков. Поэтому в настоящее время рассматривается вопрос реформирования системы управления пенсактивами с возможностью выбора вкладчиками управляющего. Это позволит повысить заинтересованность населения в увеличении своих пенсионных накоплений, а также закрепить ответственность по обеспечению достойной пенсии за всеми субъектами пенсионной системы", - добавили в Нацбанке.
В надзорном ведомстве напомнили, что нововведения предполагают вовлечение крупных частных управляющих компаний в процесс управления пенсионными активами. Деятельность таких управляющих компаний будет осуществляться под пристальным контролем со стороны государственных органов. Таким образом, по замыслу Нацбанка, вкладчики смогут самостоятельно оценивать эффективность процесса управления пенсионными активами и выбирать наиболее успешные компании и инвестиционные стратегии.
Помимо этого, в Нацбанке ожидают, что привлечение частных управляющих будет способствовать большей диверсификации портфеля пенсионных активов и, следовательно, снижению общего уровня рисков, связанных с управлением активами. Ожидается, что реализация предлагаемой реформы окажет позитивное влияние на рынок пенсионных услуг, повысит качество обслуживания вкладчиков и придаст импульс для активизации отечественного фондового рынка.
"Но предлагаемые изменения не означают возврат к модели частных накопительных пенсионных фондов, так как единым администратором всех пенсионных накоплений будет по-прежнему выступать ЕНПФ", - резюмировали в Нацбанке.
Справка
На 1 апреля 2018 года пенсионные активы ЕНПФ, находящиеся в доверительном управлении Нацбанка, составили 7,97 трлн тенге. Размер чистого инвестиционного дохода за первые три месяца 2018 года составил 66 млрд тенге. Доходность пенсионных активов ЕНПФ, распределенная на счета вкладчиков в годовом выражении (март 2017 года – март 2018 года), составляет 8% при инфляции за аналогичный период 6,6%.
Перепечатка другими СМИ запрещена