В Минэнерго ответили на критику депутатов о существенном росте цен на бензин, передает LS.
Мажилисмен Альберт Рау потребовал провести расследование на предмет ценового сговора и картельных соглашений на рынке ГСМ, а также выработать и внедрить эффективные механизмы регулирования цен на бензин.
По этому поводу в Минэнерго сообщили, что с 2015-2016 годов цены на ГСМ регулируются рынком и подвержены влиянию множества факторов: система налогообложения, ценообразование и обеспеченность ГСМ как на внутреннем рынке Казахстана, так и в соседних странах (неконтролируемый переток), сезонность спроса, информация о технологических сбоях или капитальных ремонтах на НПЗ.
"Практика показывает, что государственное регулирование цен не позволяет оперативно реагировать на внешние факторы – государственные органы неохотно идут на пересмотр цен, несмотря на объективные условия. Кроме того, невозможно учесть все конкретные условия каждой конкретной АЗС, теряются условия для здоровой конкуренции между ними", – объяснили в госоргане.
В министерстве отметили, что при введении государственного регулирования следует ожидать установления низких цен, которые могут быть оторваны от объективной ситуации.
В краткосрочной перспективе это может привести как к локальным, так и масштабным сбоям в цепочке поставок, перебоям в поставке нефтепродуктов.
Долгосрочно такая ситуация с потерей доходов от реализации нефти при сопутствующем увеличении объемов поставок нефти на внутренний рынок может иметь негативные последствия: снижение инвестиционной привлекательности отрасли и, соответственно, добычи нефти по мере истощения действующих месторождений, снижение экспорта нефти и объемов нефтесервисных работ.
Регулирование цен и создание системы распределения "удешевленных" нефтепродуктов, по ожиданиям ведомства, являются малоэффективным и затратным методом:
- выгодами низких цен могут воспользоваться не только малообеспеченные граждане, но и жители приграничных районов соседних государств;
- создаются условия для теневого вывоза нефтепродуктов на экспорт по различным схемам;
- создаются существенные риски для стабильного развития нефтегазодобывающей отрасли.
По этой причине в министерстве уточнили, что нет альтернативы построению рыночных взаимоотношений, в частности, в секторе торговли ГСМ.
"В случае низких цен на внутреннем рынке возникает угроза дефицита в связи с перетоками отечественного продукта на соседние рынки, а в случае высоких цен возможен профицит импортного бензина и, как следствие, затоваривание казахстанских складов отечественным топливом с последующим снижением объемов переработки на НПЗ Казахстана", – пояснили в ведомстве.
Между тем в 2025 году планируется создание единого энергетического рынка в ЕАЭС. Как отметили в ЕЭК, к тому времени стоимость ГСМ в странах Союза, включая Казахстан, должна прийти к рыночным ценам и находиться в определенном коридоре.
В министерстве также обратили внимание на то, что в последние недели наблюдается существенный рост розничных продаж бензина в приграничных регионах.
"Коридор низких цен на ГСМ всегда субсидировался недропользователями путем предоставления более низких цен на перерабатываемое сырье. Разница от экспортной цены нефти составляла около $50 за тонну, сейчас она выросла до $80-130 за тонну нефти в зависимости от направления поставки нефти. На сегодня цена нефти, поставляемой на переработку на АНПЗ, колеблется на уровне 20-45 тыс. тенге за тонну, что в перерасчете составляет $6,5-15,2 за баррель. При этом рыночные котировки нефти на сегодня уже перевалили за $60 за баррель", – объяснили в ведомстве.
По информации Минэнерго, недропользователи поставляют на внутренний рынок около 75-80% добываемого сырья, притом что контрактные обязательства существенно меньше.
Возвращаясь к текущим ценам, в министерстве отметили, что аналогичный уровень стоимости складывался в Казахстане три года назад в марте 2018 года. Тогда он составил в среднем 162,6 тенге за литр, при диапазоне цен от 155 до 172 тенге за литр.
"Несомненно, информация о текущих ремонтных работах на Атырауском НПЗ и ожидаемой плановой остановке на ремонт Шымкентского НПЗ могла отразиться на стоимости нефтепродуктов", – предположили в Минэнерго.
При этом в ведомстве отметили, что надо продолжать работу по увеличению прозрачности ценообразования на рынке.
В министерстве также добавили, что в качестве инструмента по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов законодательством предусмотрены полномочия ведомства по регулированию объемов официального экспорта нефтепродуктов. В рамках данного с января 2021 года поставки на экспорт были исключены.
"Текущий уровень запасов бензина АИ-92 в целом по стране находится на комфортном уровне - благодаря принятым мерам по сравнению с началом года запасы выросли практически на 60 тыс. тонн до 270 тыс. тонн. С учетом вышесказанного, ожидаем, что цены на рынке будут стабилизированы", – заключили в Минэнерго.
Независимый эксперт нефтегазовой отрасли Сергей Смирнов отметил, что казахстанское топливо продолжит дорожать. Однако, по его мнению, на рост цен будут влиять не только формирование энергорынка, но и повышение акцизов на импортный бензин, а также обязательства страны, которые были направлены на модернизацию НПЗ.
"Модернизация проводилась за счет заемных средств. А деньги нужно возвращать. Поэтому в стоимость нефтепродуктов будет заложена эта сумма. Падение цен, которое мы сейчас наблюдаем, произошло из-за перепроизводства. Я считаю, что это можно было заранее просчитать и договориться с россиянами и сопредельными странами (Кыргызстаном, Узбекистаном) по поводу экспорта избытков топлива. В министерстве энергетики спохватились как всегда в самый последний момент. Из-за этого случилось перенасыщение рынка", – отметил экономист.