Эксперты рассказали LS, как будет меняться стоимость ГСМ в Казахстане в связи с созданием единого энергетического рынка в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС)*.
Как пояснил независимый эксперт нефтегазовой отрасли Сергей Смирнов, казахстанское топливо продолжит дорожать. Однако, по его мнению, на рост цен будут влиять не только формирование энергорынка, но и повышение акцизов на импортный бензин, а также обязательства страны, которые были направлены на модернизацию НПЗ.
"Модернизация проводилась за счет заемных средств. А деньги нужно возвращать. Поэтому в стоимость нефтепродуктов будет заложена эта сумма. Падение цен, которое мы сейчас наблюдаем, произошло из-за перепроизводства. Я считаю, что это можно было заранее просчитать и договориться с россиянами и сопредельными странами (Кыргызстаном, Узбекистаном) по поводу экспорта избытков топлива. В министерстве энергетики спохватились как всегда в самый последний момент. Из-за этого случилось перенасыщение рынка. Ранее заявлялось, что будут снижены отгрузки в НПЗ, чтобы сократить объемы поступающего топлива. Однако мы видим, что с Кыргызстаном до сих пор не могут договориться", – посетовал экономист.
При этом Смирнов добавил, что пока страны решают вопросы об экспорте, Кыргызстан получает топливо контрабандой.
"В целом в Кыргызстане потребляют 1,2 млн тонн топлива, из них 250-300 тыс. тонн – это контрабанда, и в основном из Казахстана", – сообщил собеседник и добавил, что единый энергорынок решит эту проблему.
Кроме того, он высказал мнение о том, что Казахстану нужно рассмотреть возможность перехода на российскую структуру ценообразования на ГСМ. Экономист пояснил, что этот шаг позволит увеличить доход от сырья в казахстанский бюджет.
"К примеру, у нас более 50% приходится на производство сырой нефти, 15% – это налоговая составляющая. В России, наоборот, 7% приходится на производство нефти, более 50% – налоговая составляющая. Думаю, нам нужно переходить на российскую структуру ценообразования, потому что сейчас основной доход от нефти получают трейдеры, так как они и являются владельцами. В Казахстане недропользователь добывает нефть, поставляет на НПЗ, они перерабатывают по цене, которую установило правительство. После переработки сырье возвращается недропользователю. И,соответственно, все доходы остаются у них. В России по крайней мере за счет налоговой составляющий доход идет в бюджет", – пояснил эксперт.
В свою очередь эксперт-аналитик "Финам" Алексей Калачев напомнил, что в Казахстане НДС составляет 12%, а в России его подняли с 18% до 20%.
"Самое главное – у нас разные акцизы на топливо, которые самым непосредственным образом включены в розничную цену бензина. Недавно власти Казахстана увеличили акциз на импортный бензин более чем вдвое: с 4,5 тыс. тенге до 10,5 тыс. тенге за тонну. В пересчете на рубли по текущему курсу это около 1820 рублей на тонну, или не более 1,4 рубля в розничной цене бензина. Теперь сравните: в России с нового года акциз на бензин составляет 12,3 тыс. рублей на тонну, или более 9 рублей в стоимости каждого литра бензина. То есть государство в России забирает себе по 9 с лишним рублей из той цены литра бензина, которую платит на заправке автовладелец, а в Казахстане – меньше 1,4 рубля. В 6,5 раза меньше", – пояснил Калачев.
Он также добавил, что для создания единого энергорынка необходимы совместные усилия.
"Для формирования энергорынка должна предшествовать большая работа по выравниванию условий функционирования рынков в наших странах – законодательных, регуляторных, налоговых. Тогда в равных условиях сформируется общий рынок с общими ценами", – резюмировал собеседник.
Справка
*Создание единого энергетического рынка ЕАЭС запланировано на 2025 год.