Министерство финансов презентовало основные расходы государства на ближайшие три года, передает LS.
Вице-министр финансов Берик Шолпанкулов рассказал в мажилисе о проекте трехлетнего бюджета.
"В предстоящем периоде продолжится работа по реализации госпрограммы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы "Еңбек". На это в трехлетнем периоде запланировано 186 млрд тенге, из них на 2020 год – 82,8 млрд тенге. На программу индустриализации предусмотрено 289 млрд тенге, из них на 2020 год – 195,4 млрд тенге. Эти средства будут направлены на долгосрочное лизинговое финансирование, на поддержку новых проектов индустриализации, несырьевого экспорта, кредитование, а также на привлечение инвестиций и развитие инноваций в приоритетных отраслях обрабатывающей промышленности", – рассказал он.
Вице-министр напомнил, что госпрограмму "Дорожная карта бизнеса" продлили до 2025 года.
"Для реализации финансовых и нефинансовых мер поддержки бизнеса из республиканского бюджета до 2025 года потребуется 271,4 млрд тенге, из них в 2020-2022 годах будет выделено более 54% от этой суммы, или 146,1 млрд тенге (2020 год – 48,4 млрд тенге, 2021 год – 50,3 млрд тенге, 2022 год – 47,4 млрд тенге)", – привел цифры Шолпанкулов.
При этом на льготное финансирование холдинга "Байтерек", по его словам, предусмотрены расходы в общей сумме – 194,8 млрд тенге, из них в 2020 году – 134,8 млрд тенге. Министерству сельского хозяйства для развития аграрного сектора на трехлетний период предусмотрен 1 трлн тенге, из них на 2020 год – 357,6 млрд тенге. На капитализацию "КазАгро" для кредитования приоритетных направлений АПК – 30 млрд тенге.
"На реализацию важных национальных проектов в бюджете предусмотрено 3,8 млрд тенге. Это празднование 175 лет Абая, юбилея Аль-Фараби, 25-летия Конституции и Ассамблеи народа Казахстана", – добавил он.
В свою очередь председатель Счетного комитета Наталья Годунова рассказала о результатах оценки проекта бюджета.
"Например, мы проанализировали субсидирование авиационных и железнодорожных перевозок. Никогда этого не делали. Оценили 19 млрд тенге, предлагаем 8 млрд тенге из них оптимизировать, при этом в 2020 году – 2,3 млрд тенге. Здесь основную проблему мы видим в отсутствии гибкости в субсидировании регулярных авиаперевозок, что приводит к расходам бюджета при низкой и нулевой загруженности самолетов, особенно по туристическим маршрутам. У нас есть топ-10 туристических маршрутов. Почему-то они субсидируются с мая, что логично, но по декабрь. Вы можете посмотреть загрузку воздушных судов в сентябре, ноябре, декабре, что мы субсидируем?" – спросила она.
Годунова также рекомендовала внедрить на практике менеджмент оперативного реагирования с возможностью пересмотра количества рейсов в течение года.
"Необходимо ориентировать акиакомпании на фактическую потребность посредством изменения частоты полетов и тарифов. То есть нужна гибкость в целях экономии бюджетных средств. Что касается субсидирования ж/д перевозок, проблемы все старые, не буду останавливаться подробно. Мы оценили 100 млрд тенге, из них 12 млрд тенге предлагаем к оптимизации по направлениям, имеющим низкую востребованность", – добавила глава Счетного комитета.
Кроме того, она заявила, что в госпрограмме развития моногородов идет не совсем правильная постановка целей.
"Акцент сделан на развитии инфраструктуры. Вряд ли только путем развития инфраструктуры мы сможем поднять моно- и малые города. Наверное, акцент надо делать на развитии малого и среднего бизнеса, других отраслей альтернативных отраслей, а не тех, которые развиваются. Нужно объединить программу развития регионов и присоединить к ней концепцию по моно- и малым городам", – предложила она.
Есть вопросы и по поддержке бизнеса, продолжила Годунова.
"Так, за 8,5 лет отмечен рост малых предприятий в 3,7 раза. Супер, да? В то же время снижение количества средних отмечается в 3,4 раза. Сама цель господдержки заключается в том, чтобы малые предприятия вырастали в средний и крупный бизнес, но насколько работает эта мера господдержки? Количество рабочих мест у субсидируемых предпринимателей в 2018 году сложилось ниже уровня 2010 года на 35%. Понятно, что современное производство – оно требует меньшего количества рабочих и специалистов, но не настолько же. Тут возникают вопросы", – сказала глава Счетного комитета.
Между тем мажилисмен Загипа Балиева предложила создать в Казахстане новое министерство регионального развития.
"Годунова абсолютно права в том, что, где бы ни жил гражданин, он должен получать все услуги в том объеме, который мы гарантируем. Образование, здравоохранение, питьевая вода, дороги и прочее. На сегодняшний день я вижу, в каком стрессе работают министерства финансов и национальной экономики. Считаю, что нужно отдельное министерство по региональному развитию, которое рекомендации Счетного комитета и будет выполнять. У нас должен быть дифференцированный подход от количества жителей", – высказалась депутат.
Между тем, подводя итоги дискуссии по трехлетнему бюджету, мажилисмен Гульжан Карагусова заявила, что ежегодно депутаты обсуждаются одни и те же проблемы, однако динамика изменений пока отрицательная.
Ранее сообщалось, что в январе-августе 2019 года поступления налогов и платежей в республиканский бюджет превысили более 6 трлн тенге. Кроме того, мажилисмены предлагали не размазывать бюджет на экспорт. Сообщалось также, что затраты республиканского бюджета за три года превысят 38,6 трлн тенге.