Казахстан не исключает возможности присоединения к соглашению Всемирной торговой организации (ВТО) о государственных закупках. Об этом LS сообщил заместитель министра национальной экономики Тимур Жаксылыков.
Он отметил, что термин "защита внутреннего рынка" в рамках ВТО не приветствуется. В связи с этим в стране были устранены проблемы по импортозамещению и местному содержанию. Также был рассмотрен вопрос принятия соглашения по правительственным приобретениям.
"В ВТО есть соглашение по госзакупкам. Оно не обязательно. Мы к нему не присоединились, но сказали о том, что в будущем не исключаем для себя возможности присоединения", - заметил он.
В отношении импортозамещения, по словам Жаксылыкова, все нормы, которые дискриминируют импорт в законодательстве полностью устранены.
"Мы взяли на себя обязательство, что такого в будущем не будет. Касательно местного содержания законодательство также полностью привели в соответствие и убрали дискриминационные нормы. Мы договорились, что нормы по местному содержанию, которые у нас остались и касаются, например, недропользования, будут существовать с определенным переходным периодом до 2019 года, если мне память не изменяет", - объяснил заместитель министра.
Между тем, по словам Жаксылыкова в 2016 году объем внешней торговли Казахстана составил $58 млрд. На сегодняшний день республика развивает торговые отношения с 185 странами мира, более 90% которых – члены ВТО. Заместитель министра отметил, что сейчас у Казахстана в рамках организации нет особых проблем, поэтому нужно говорить о том, какие цели преследует страна.
"Во-первых, это площадка для ведения многосторонних переговоров, формирующих то, каким образом торговля будет осуществляться в будущем. Во-вторых, каждая страна ставит в рамках ВТО задачу увеличить объем своей торговли с миром, нарастить экспорт и сократить возможности для дискриминации своих продуктов на внешних рынках, если таковые есть. Правила ВТО оговаривают, что ни одна страна-участник не имеет права дискриминировать продукцию стран участников ВТО на своих внутренних рынках. Если факты дискриминации проходят, есть процедуры, которые помогают с этим бороться", - заметил Жаксылыков.
В этих целях в Алматы были запущены региональные курсы по торговой политике, которые проходят под эгидой ВТО. Обучение пройдут 23 участника из 12 стран Центральной и Восточной Европы, Центральной Азии и Кавказа.
"Основная цель – научить разбираться в правовых документах ВТО. Курсы проходят специалисты в основном государственного и квазигосударственного сектора, сотрудники правительств, частные эксперты. Участники повысят свою компетенцию, знания, профессионализм в разных сферах. Они узнают новое по важным направлениям, в том числе по защитным, компенсационным, демпинговым тематикам. Также в рамках курсов они смогут наладить связи для будущих торговых отношений", - заметил он.
Его поддержал заместитель генерального директора ВТО Йи Сяожун. Он пояснил, что сам проходил эти курсы в 1985 году, что стало его началом карьеры в рамках ВТО.
"Курсы помогают участникам разобраться в понимании работы в рамках ВТО, также помогают найти новые связи", - заключил он.
Справка
Соглашение государственных закупок регулирует все правила и процедуры, связанные с проведением тендеров при осуществлении государственных закупок. Цель соглашения – обязать правительства использовать коммерческие соображения при закупке товаров и услуг для государственного использования, не проводя различий между иностранными и национальными поставщиками.
В приложении к соглашению перечислены организации, которые могут осуществлять правительственные закупки. Соглашение распространяется на все закупки, производимые данными организациями:
- министерства, департаменты и другие центральные правительственные учреждения;
- подчиненные им организации и органы местной власти;
- в федеративных государствах – органы власти субъектов, агентства регионального уровня;
- коммунальные предприятия-поставщики электроэнергии, питьевой воды, предприятия, управляющие городским транспортом, аэропортами, морскими и речными портами.
Закупки военных ведомств выведены из-под действия соглашения, однако, их закупки невоенного характера включены в соглашение.
Присоединяясь к соглашению, каждая страна определяет на какие товары и услуги будет распространено его действие.
Из услуг соглашением охвачены только следующие сектора:
- консультирование в сфере менеджмента;
- маркетинговые исследования;
- пьютерные и смежные услуги;
- бухгалтерия и аудит;
- реклама;
- уборка помещений;
- издательские и типографские услуги.
Участники соглашения обязаны следовать следующим процедурным требованиям:
- производить закупки, используя только механизм торгов;
- обеспечить справедливое участие иностранных поставщиков в торгах;
- считать победившим в торгах поставщика, представившего лучшие условия контракта и который признается способным выполнить его.