Казахстану необходимы новые заводы по производству битума. Такое мнение высказал президент Ассоциации автодорожников Казахстана Баглан Баймагамбетов.
По его словам, в текущем году отечественные предприятия начали торговать данной продукцией в марте, хотя заявки были сформированы уже в феврале.
"К моменту начала дорожных работ мы должны были иметь неприкосновенный запас битума. Ведь в летний период у заводов начинается ремонт, который обусловлен технологическими особенностями. Для дорожников это самый горячий сезон. В мае уже в полную силу идут все стройки", – пояснил Баймагамбетов.
Также глава ассоциации добавил, что Россия приостановила ввоз битума в Казахстан, так как он необходим ее собственному рынку. Баймагамбетов отметил, что импортировать стройматериал из других стран слишком дорого.
"Можно сказать, битум востребован сегодня как хлеб и вода. Нам необходимы дополнительные производственные мощности и новые заводы", – отмечает спикер.
Баймагамбетов добавил, что все подрядчики, работающие на республиканских, городских и областных дорогах, начинают приобретать битум одновременно. При этом объем у всех разный. По его данным, потребность дорожно-строительных компаний в этой продукции – 1,3 млн тонн в год.
"До этого у нас выпускали битум в пределах 600-800 тыс. тонн. В прошлом году дошло до миллиона, самый большой показатель был 1,1 млн тонн", – озвучил цифры Баймагамбетов.
Он подчеркнул, что на текущий момент потребность увеличилась из-за выделения средств на ремонт городских улиц, районных и областных дорог, на которые ранее финансирование было ограничено. Эксперт пояснил, что искусственный дефицит создают трейдеры, которые скупают продукцию заранее.
"Никто не запрещает этого делать, зато они располагает достаточно большими средствами в отличие от подрядчиков, чтобы приобрести большой объем битума и ждать пика, когда спрос и цена на него возрастают. Имея большие деньги, компании могут договориться с заводами о лучших условиях", – рассказал глава ассоциации.
По его наблюдениям, из-за подобных ситуаций цена на продукцию поднимается и для них.
"В прошлом году, начальная цена продажи битума была 80 тыс. тенге за тонну, в итоге дошла до 180 тыс. тенге за тонну. Это не просто цифра, взятая с неба – в стоимость включены все транспортные и накладные расходы. Местами этот показатель доходил до 200 тыс. тенге. Если первые биржевые торги начались с 55 тыс. тенге за тонну битума, сегодня стоимость уже составила 130 тыс. тенге. И опять же, это лишь продажная цена, без учета доставки и других расходов", – пояснил Баймагамбетов.
По его словам, через этот инструмент продается всего 10% битума от объема, который им требуется. Глава ассоциации считает, что требования к трейдерам нужно ужесточать.
"Они должны быть ограничены хотя бы каким-то лимитом на закупку битума и других жизненно важных материалов. Либо вообще запретить любую посредническую деятельность при торговле стратегически важными продуктами. Дать возможность подрядчикам напрямую закупать у заводов-производителей", – заявил Баймагамбетов.
Он считает, что можно организовать продажу в лизинг. По его словам, 30% аванс – это ничтожная сумма, которая не хватает подрядчикам, чтобы выполнять свою работу. Он посетовал, что это происходит в стране с гигантскими нефтяными запасами, но виноватыми во всем всегда остаются дорожники. По его словам, они оказываются "зажатыми в тиски". В частности, помимо битума, необходимо вовремя закупить и другие материалы – арматуру, цемент, щебень.
"Нужно платить сотрудникам и содержать технику, которая нуждается в ремонте и обслуживании. Многие работают еще на советских машинах", – подчеркнул Баймагамбетов.
Также положение отрасли осложняет дефицит кадров. Глава ассоциации пояснил, что на текущий момент сложно найти водителя асфальтоукладчика, грейдериста и других специалистов. По его словам, из-за сезонного характера работы удержать кадры сложно.
"Люди часто уходят на другую работу и не возвращаются обратно. А институты больше не готовят таких специалистов", – резюмировал Баймагамбетов.










