Введение ЧП и карантина заставило фининституты закрыть отделения и выполнять свои функции в дистанционном режиме. LS узнал, на сколько увеличилось использование онлайн-операций и какие тенденции намечаются в банковском секторе в ближайшее время.
В Jýsan Bank сообщили, что в период действия режима ЧП количество зарегистрированных пользователей в мобильном приложении увеличилось в три раза, а доля активных клиентов, использующих его, в два раза.
"Также увеличился средний прирост по операциям в приложении. Если ранее он составлял 15-20% в месяц, то во время режима ЧП достиг 30%", – пояснили в банке.
Если говорить об ожиданиях, то в Jýsan Bank ожидают, что переход на удаленное самообслуживание продолжится.
"Сокращение сети банковских отделений – устойчивое направление в последние пять лет. Во-первых, из-за концентрации банковского сектора – процессов слияний и поглощении игроков, в результате чего в первую очередь оптимизируются сети, закрываются дублирующие точки. Во-вторых, немалую роль в этом процессе играет постепенная оцифровка сервисов и услуг. Помимо этого, глобальная пандемия наложила отпечаток и на принципы ведения бизнеса, укрепив потребности людей в цифровых сервисах. Потребительское поведение меняется, люди все меньше хотят тратить свое время на рутинные услуги. Внесла свой вклад и необходимость социального дистанцирования. Количество отделений постепенно будет уменьшаться – это естественный процесс", – прогнозируют в Jýsan Bank.
В свою очередь зампредседателя Евразийского банка Александр Наумов согласен с тем, что развитие цифровых каналов приведет к уменьшению количества классических отделений фининститутов.
"Скорость сокращения будет зависеть от готовности банковской IT-инфраструктуры и сервисов к возможности оказывать полный спект финуслуг. В двух-, трехлетней перспективе количество отделений может уменьшиться более чем на 20-50%", – ожидает он.
Помимо этого, Наумов добавил, что в период карантина в Евразийском банке наблюдался прирост в 10% по количеству операций, которые совершались клиентами через цифровые каналы.
В Банке ЦентрКредит также прокомментировали изменения в работе фининститута после введения карантина.
"Использование дистанционных каналов в этот период увеличилось на 20-25%. Если сравнивать показатели февраля к маю 2020 года, то среднее количество транзакций на клиента выросло на 10%, общее количество – на 7%, объем трат – на 8%, количество операций в e-commerce – на 59%. А вот количество снятий наличных через ATM, напротив, уменьшилось на 16%", – рассказали в БЦК.
В ВТБ Банке в свою очередь сообщили, что еще до введения изоляции юридические лица осуществляли 90% операций по платежам, переводам и конвертации онлайн. После объявления о карантине этот показатель вырос до 100%. Кроме того, у клиентов появилась потребность в дистанционном открытии счетов и удаленном подписании документов по выдаваемым кредитам.
Что касается физических лиц, то наиболее популярными онлайн-услугами среди них были различные виды платежей (оплата услуг, билетов, квитанций и так далее), открытие счетов и депозитов, а также денежные переводы.
"После введения карантина спрос на использование онлайн-операций по открытию счета увеличился в три раза, по открытию депозитов – в два раза, на денежные переводы вырос на 16%. В то же время объем платежей, совершаемых посредством дистанционных каналов, сократился на 16%, что связано с общим снижением в стране покупательской способности населения. В целом за период изоляции доля физлиц, предпочитающих онлайн увеличилась до 8,5%", – отметили в фининституте.
Тем временем в Kaspi.kz подсчитали, насколько активно казахстанцы стали пользоваться услугами банка во время карантина.
"За время изоляции клиенты открыли онлайн 1,3 млн депозитов и счетов. Общая сумма увеличилась за апрель на 74,8 млрд тенге. С начала года покупатели на нашей платформе сделали более 900 тыс. заказов на 69 млрд тенге. Сумма заказов увеличилась более чем в два раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года", – резюмировали в финструктуре.
Ранее LS писал о том, каким видят финтех Нацбанк и АФР в будущем. А также о том, что ежедневно через онлайн-сервисы банков казахстанцы проводили 48,7 млрд тенге.