Агентство по защите и развитию конкуренции просит доступ к сведениям, составляющим банковскую и налоговую тайны, передает LS.
Согласно консультативному документу ведомства, содействие развитию конкуренции является приоритетным направлением. Одним из основных принципов госполитики по развитию конкуренции являются профилактические меры антимонопольного регулирования.
В АЗРК отметили, что качество и своевременность профилактических мер напрямую зависят от наличия доступа к объективной и достоверной информации. Однако, как пояснили в ведомстве, на практике такой доступ к ведомственной информации государственных органов законодательно ограничен.
"В этих условиях антимонопольный орган вынужден увеличивать административную нагрузку на субъекты рынка многократными и объемными по своему содержанию запросами, так как проведение анализа рынков без необходимой информации не представляется возможным. Доступ к сведениям, составляющим банковскую, налоговую тайну, тайну статистики, позволит внедрить более эффективные и оперативные инструменты реагирования, в том числе в условиях риска социально-экономической дестабилизации и национальной безопасности (пандемия коронавируса, январские события 2022 года)", – пояснили в АЗРК.
В ведомстве отметили, что в международной практике антимонопольные органы имеют доступ к информации и (или) базам данных государственных органов, в частности, в США, России, Китае и странах Европейского Союза.
Помимо этого, в АЗРК высказались о высоком уровне госучастия в предпринимательстве.
Согласно анализу ведомства, более чем на 50% выявлено присутствие государства на базовых для экономики страны рынках производства электроэнергии, оптовой и розничной реализации товарного газа, грузовых, пассажирских железнодорожных перевозок, связи, гражданской авиации, медицинских, образовательных услуг.
В АЗРК отмечают, что разгосударствление является важным направлением децентрализации нацэкономики, укрепления частного бизнеса, насыщения рынка товарами и услугами, повышения их качества, ликвидации монополизма государственных предприятий.
В связи с этим утвержден перечень видов деятельности, разрешенных для субъектов квазигосударственного сектора, который был дополнен в 2020 году.
"Идеология утверждения перечня видов деятельности заключалась в определении четкой границы участия государства в экономике Казахстана, соответственно, с последующим сокращением участия государства в экономике страны. Однако действующий перечень не включает множество видов деятельности, осуществляемых субъектами на уровне республиканской и коммунальной собственности, а также дочерними организациями национальных холдингов", – пояснили в агентстве.
В ведомстве добавили, что в 2019 году совместно с НПП "Атамекен" проанализировали товарные рынки на целесообразность участия государства в предпринимательской деятельности. В результате перечень видов деятельности для АО, ТОО с участием государства более 50% сокращен на 107 видов деятельности.
Однако, как пояснили в АЗРК, итоги проведенной работы фактически обнулены внесенным в 2020 году Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам улучшения бизнес-климата" и изменением в статье 192 Предпринимательского кодекса.
В агентстве отметили, что, согласно действующей норме ПК РК, перечень видов деятельности для АО и ТОО с участием государства не распространяется на ранее созданные госпредприятия, более 50% акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними лица.
"Кроме того, в соответствии со внесенными изменениями в ПК РК, одним из оснований участия государства в экономике стала недостаточно развитая конкуренция на товарных рынках. С учетом вышеизложенного предлагается сокращение оснований участия государства в предпринимательской деятельности", – заключили в АЗРК.
Ранее LS сообщал, что в Казахстане хотят разрешить использовать ОСМС для оплаты любых медуслуг и предлагают вернуться к регулированию тарифов на сотовую связь.