ЗНАКИ

18 апреля 2011 года
Аскар ЧОКИН Знаковые вещи случились в казахстанской экономике: назначение на пост председателя правления госхолдинга «Самрук-Казына» Тимура Кулибаева и восстановление прежней модели регулирования финансового рынка – под крышей Национального банка, к которому присоединены упраздненные АФН и агентство по регулированию РФЦА. Зять главы государства Кулибаев имеет большой опыт руководства национальными компаниями, но он всегда формально занимал вторые позиции. Исключение составляет руководство АО «Транспорт нефти и газа» - предшественника КазМунайГаза (КМГ) и нынешними «дочками» КМГ. Должность председателя правления Самрук-Казына предполагает известную долю публичности. Ведь управлять такой махиной, которая производит около 40% ВВП Казахстана, и быть «в тени», почти невозможно. Или возможно? Это значит, что мы вполне можем увидеть известного в стране бизнесмена в новом качестве – лица, публично выражающего свое мнение. А ведь Кулибаев всегда отличался скромностью в этом вопросе. Не надо забывать, что Кулибаев ведет общественную жизнь, возглавляет президиум предпринимательского союза «Атамекен». Этой организации прочат трансформацию в партию, которая сможет составить конкуренцию несколько закостеневшей партии власти «Нур Отан». И кто, как не Кулибаев, может возглавить силу, которая представляет интересы малого и среднего бизнеса – нарождающегося среднего класса? А зачем нужна такая публичность зятю президента? Этот вопрос остается открытым для широких масс населения. Что касается консолидации надзора за финансовым сектором в Нацбанке, решение, на первый взгляд, не выглядит неожиданным. До 2004 года, когда не было АФН и администрации РФЦА, Нацбанк был тем мега-регулятором, который сейчас воссоздается. Деятельность АФН в кризисные 2008-2009 годы подвергалась резкой критике, в том числе и со стороны главы государства Нурсултана Назарбаева. А про эффективность агентства РФЦА говорят лишь лица, которые контролировали бюджет этой организации. Рынок же с самого начала не видел никакой необходимости в существовании, по сути, этого лишнего звена. В этой связи ликвидация АФН и РФЦА логична. Но важны мотивы принятого решения. Кроятся ли они лишь в плоскости экономической целесообразности? Может быть, Назарбаев стал более консервативным, доверяя лишь проверенным моделям управления и проверенным людям? Мог ли глава Нацбанка Григорий Марченко стать инициатором такой консолидации финансового надзора? Если вспомнить, он с той же периодичностью выступал против идеи создания единого регулятора, с какой ее предлагал бывший глава Самрук-Казына Кайрат Келимбетов. А, может быть, это всего лишь грамотно разыгранный спектакль, целью которого является реконструкция прежней модели регулирования? При этом Марченко тут как бы ни причем. Пожалуй, нет. Марченко – последовательный идеолог разделения финансового регулирования и создания РФЦА – идеи, которая, справедливости ради надо сказать, реализовалась не в том виде, в каком он хотел. Если исходить из сценария, что Григорий Александрович – прекрасный актер в театре, в котором его ценят за такие способности, то он должен публично признать, что его приверженность модели разделения регулирования потерпела полный крах. Думается, Марченко этого не сделает, потому что, скорее всего, не он является инициатором реставрации единого регулятора. Что мы имеем по факту? С одной стороны, концентрацию контроля в ключевых сферах экономической жизни страны: управлении активами в базовых отраслях и финансовом секторе. С другой стороны, сужается число лиц в экономической сфере, с которых Назарбаев может учинить спрос, но одновременно геометрически увеличивается их влияние. Правительство в таких условиях становится техническим исполнителем принятых решений, и теперь неважно, кто будет премьер-министром. Спрос-то с него небольшой. Неслучайно в этой должности остался Карим Масимов – самый «долгоиграющий» глава правительства за всю историю независимости Казахстана. А зачем менять то, что уже проверено? И эта логика применима ко всему, что имеет важное значение для власти. Теперь самый главный вопрос: а зачем государству нужна такая концентрация контроля в экономике? К чему готовится власть? Все эти вопросы пока остаются без ответов. Поживем - увидим.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.