СОЮЗНЫЙ АВТОПРОМ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В КАЗАХСТАН

12 февраля 2010 года
Жанболат МАМЫШЕВ Мечты о национальном сильном автопроме не оставляют государственных мужей Казахстана. Теперь он официально включен в список приоритетных отраслей. Но сможем ли мы занять свое место под автомобильным солнцем Таможенного Союза с Россией и Беларусью, или станем лишь потребителями их авто? «АЗИЯ АВТО» - один в поле… Что даст для развития местного автопрома Таможенный Союз (ТС) Казахстана с РФ и Беларусью? В первую очередь вследствие резкого повышения ввозных пошлин становится практически нереальным импорт в Казахстан популярных недорогих «свежих» иномарок выпуска семи - двадцатилетней давности. Ведь растаможка подержанной иномарки с двухлитровым движком будет стоить теперь около 6 тыс. евро, или $8,4 тыс. при кросс-курсе 1 евро/$1,4. Для импортеров новых иномарок из Японии, США или ФРГ также наступают не самые лучшие времена, поскольку ввозные пошлины на эту категорию авто возрастают в три раза – до 30%. Автодилерам остается теперь только импортировать новые иномарки, собираемые в РФ, либо развивать собственный автопром. При этом надо учесть, что в России за последние годы в результате того, что импорт автомашин стал невыгоден из-за размеров таможенных пошлин, открылось 15 СП с крупными иностранными автопроизводителями. В то же время на территории Казахстана находится только один завод - «АЗИЯ АВТО» в Усть-Каменогорске, который, согласно решению комиссии Таможенного союза, может импортировать на льготных условиях детали в режиме промышленной сборки, предполагающийся в рамках ТС. По сути, восточно-казахстанское сборочное предприятие пока является главным и даже пока единственным на своем рынке бенефициаром всех преимуществ, которые дает ТС. Президент «АЗИЯ АВТО» Ержан Мандиев (интервью здесь) небезосновательно рассчитывает на реанимацию рынка новых автомобилей в Казахстане за счет продаж авто, производимых на территории ТС. Воспользовавшись трудностями импортеров, компания снизила с начала этого года на несколько тысяч долларов цены на отдельные автомобили, собираемые в Усть-Каменогорске. «АЗИА АВТО» с созданием ТС не прочь побороться и за долю на авторынках соседней Сибири и Зауралья, о чем она ранее и не промышляла. Однако Е.Мандиев убежден, что для существенного снижения себестоимости казахстанских автомобилей и их продвижения на экспорт государству необходимо принять ряд стимулирующих мер, в частности, предусмотреть натурные гранты, содействовать в развитии инженерной инфраструктуры и субсидировать ставки по кредитам на приобретение основных средств. Запрыгнуть на подножку уходящего поезда пытается и автодилер Allur Auto (интервью здесь), который совместно с АО «Агромашхолдинг» предполагает уже в мае 2010 года выпустить с конвейера первые южно-корейские внедорожники SsangYong с завода в Костанае. Всего же партнеры планируют выпустить уже в этом году до 1 тыс. автомобилей. Задумалась о возможности создания сборочного производства и компания-ветеран по продаже новых иномарок - «Астана Моторс». В пресс-службе компании сообщили LS о том, что она рассматривает возможность создания СП с Toyota, отказавшись раскрывать какие-либо финансовые и количественные детали возможного сотрудничества. Если добавить к этому списку периодически упоминаемый в СМИ, почти мифический проект по строительству завода Nissan в Астане, то можно говорить просто о маленьком «буме» интереса к открытию автосборочных производств в Казахстане. Проблема только в том, что, по данным сайта ТС, единственным автопроизводителем в Казахстане, который может беспошлинно продавать свои автомобили на территории ТС, пока является только «АЗИЯ АВТО». Остальным претендентам на такие льготы еще предстоят процедуры подтверждения на соответствие требованиям ТС о местной сборке. Для этого необходимо, в частности, производить не менее 5000 авто в год, и в течение 5 лет довести этот показатель до 25000 в год, а также иметь уровень локализации [содержание местных комплектующих и работ в себестоимости авто] не менее 30%. Авторынок в кювете Шансы на развитие национального автопрома совпали с периодом тотального падения спроса на автомобили – как подержанные, так и новые. Продажи новых авто через официальных дилеров, по данным консалтинговой компании Qncepto, в прошлом году упали по сравнению с 2008 годом на 51,5% - до 17878 машин. Несмотря на это, специалисты компании надеются, что дно уже пройдено и рынок начал восстанавливаться. «…показатели сбыта в декабре 2009 года позволяют предположить, что 2009 год стал нижней точкой потребительского спроса за период рыночной депрессии, начавшейся в 4 квартале 2007 года. В последний месяц года казахстанскими дилерами было продано 2330 автомобилей, что на 56,4% выше среднемесячного уровня продаж в отчетном году», - отмечается в сообщении компании. По данным Qncepto, лидером продаж стала продукция АвтоВАЗ – 3681, Toyota – 3006, УАЗ – 2328 автомобилей. Компаниями-лидерами по продажам машин в Казахстане стали «БИПЭК АВТО» с долей 37,4% от всего объема проданных автомобилей в 2009 году, «Меркур Авто» – 17,6%, «Астана Моторс – 16,2%. Есть и другая статистика. Согласно данным «Астана Моторс», которая сослалась на подсчеты одного профильного издания, именно она в 2009 году заняла первое место в общем объеме продаж официального рынка легковых автомобилей с долей 29%, второе - «Меркур Авто» – 27%, третье «БИПЭК АВТО» – 13%. Объем продаж официальными автодилерами в Казахстане оценивается, согласно этим данным, в 11113 легковых автомобилей против 23573 в 2008 году. Разница статистики двух источников связана с тем, что «Астана Моторс» не учитывает продажи российских автомобилей и коммерческой техники. Компания надеется сохранить в 2010 году свои лидерские позиции на рынке новых авто, а также увеличить линейку брендов, предлагаемых клиентам. Автодилер предполагает представить на рынке новые модели Nissan и Hyundai, предложить клиентам дополнительный пул услуг, в том числе программу trade-in, то есть обмен старых авто на новые с доплатой. Импорт легковых автомобилей в целом, включая серый импорт новых автомобилей и популярные подержанные иномарки, падает уже второй год подряд. В комитете таможенного контроля министерства финансов LS сообщили, что в республику за январь-ноябрь 2009 года было ввезено 99064 легковых автомобилей, в то время как за 2007-й и 2008 год, соответственно, 391279 и 155221 автомобилей. При этом львиная доля импорта приходится на подержанные автомобили старше 7 лет. Поддержанные подержанные После резкого увеличения размеров импортных пошлин некоторые частные лица и компании, ввозившие подержанные иномарки в республику, стали создавать ажиотаж, повысив цены предложения. Впервые такой ажиотаж был отмечен в Алматы, когда продавцы массово стали повышать цены на $2-10 тыс. за авто, добавляя к цене возросшую растаможку. На этом фоне стал более популярен обмен автомашин с небольшой доплатой. В этой ситуации многие потенциальные покупатели заговорили о возможности покупки подержанного автомобиля в РФ или Беларуси. Последняя долгое время служила одним из перевалочных пунктов на пути старых иномарок из стран Европы в Казахстан. В качестве еще одного из вариантов рассматривается и возможность импорта праворульных автомобилей из РФ, восточная часть территории которой наводнена японскими иномарками. Между тем в министерстве индустрии и торговли сообщили LS, что постановление, запрещающее ввоз праворулек в Казахстан, продолжает действовать. Кроме того, в республике продолжает работать и соответствующий технический регламент, инициированный в свое время невзлюбившим праворульки МВД. Таким образом, теперь казахстанцы, которые хотят купить авто, реально могут рассчитывать только на импорт новых и поддержанных автомобилей из РФ и Беларуси, а также на покупку новых автомобилей пока только от «АЗИЯ АВТО». И, конечно, продолжать покупать и продавать подержанные автомобили друг у друга, пока они окончательно не исчерпают свой ресурс. Шансы есть Резкое повышение импортных пошлин на подержанные автомобили - свершившийся факт. После этого инвестиции в казахстанский автопром действительно становятся гораздо более интересными. Однако, на первый взгляд, радужные перспективы по созданию собственного сильного транспортного машиностроения серьезно омрачаются необходимостью конкуренции с куда более сильным российским автопромом, который к тому же успел добиться приличной локализации производства и наладить сбытовую сеть. Российским автопроизводителям остается лишь добавить Беларусь и Казахстан к существующей дилерской сети. Ведь новые автосборочные линии в Казахстане нужно будет создавать практически с нуля. По мнению эксперта по машиностроению Корейского института развития (KDI) Джанг Ха Вон, Казахстану не следует увлекаться производством массовых легковушек, поскольку конкуренция в этом секторе достаточно высока. Он рекомендует заняться созданием производства коммерческого автотранспорта, в частности, легкогрузных автомобилей и SUV – различных типов кузова на одной базе. «Вам лучше построить отдельный завод по производству легкогрузного транспорта и минивэнов. Можно выбрать одну специфическую модель, которая будет многофункциональной, - это, так называемый, - SUV», - сказал он в ходе одного из круглых столов в Астане. По словам эксперта, такая стратегия позволит создать автомобили различных моделей с одинаковыми шасси и взаимозаменяемыми запчастями. Кроме того, отметил Джанг Ха Вон, характерно, что в развитых странах по мере насыщения рынка доля коммерческого автотранспорта в общем объеме авторынка постоянно растет. История показывает, что большинство стран с развитым машиностроением, включая Японию, Южную Корею и Малайзию, добивались существенного роста собственного автопрома за счет создания для него «тепличных» условий, то есть введения запретов на импорт новых авто или драконовских ввозных пошлин. Все эти успешные страны сначала развивались внутри себя, «тренируя» производителей на внутреннем рынке, а потом переходили к экспортной экспансии. Очевидно, что мы пойдем своим путем. Куда он нас заведет, покажет время. Справка LS: В настоящее время на территории РФ выпускаются следующие модели иностранных автомобилей: Toyota Camry; Nissan: X-Trail, Teana; Chevrolet: Captiva, Lacetti, Aveo, Epica, Rezzo, TrailBlazer, Tahoe; Opel: Astra, Antara; Skoda Octavia; Volkswagen: Polo, Passat, Jetta; Audi: Q5, А4, А5; Renault Logan; Ford: Focus, Mondeo; Ssang Yong: Rexton, Kyron, Actyon; FIAT: Albea, Linea; Chrysler Sebring; Dodge Stratus; Kia: Spectra, Rio JB, Sorento, Opirus, Carnival; Great Wall: Deer G3, Hover; Peugeot 307; Citroen C4; BMW: 3-й и 5-й серии, X5, X6; Cadillac: CTS, SRX, STS, Escalade; Hummer H2; Hyundai: Accent, Sonata, Santa Fe Classic, Elantra; также китайские Geely, Chery, Lifan. В Беларуси СП ЗАО «Юнисон» выпускает иранские Samand (лицензионная копия французского Peugeot).
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.