СИСТЕМА ПОД ВОПРОСОМ

1 марта 2011 года
Вопросы управления пенсионными активами приобретают остроту. Когда инвестиционная доходность в целом по всем накопительным пенсионным фондам (НПФ) не покрывает инфляцию, а инвестиционные стратегии НПФ не отличаются друг от друга, возникает резонный вопрос: нужна ли нам такая система?Журнал «LS-Личный счет» провел небольшой опрос среди НПФ по актуальным проблемам накопительной пенсионной системы. К сожалению, пока в нем не приняли участие такие крупные фонды, как ГНПФ и «Улар Умiт». На некоторые вопросы НПФ, принявшие в участие в опросе, не ответили. И это также показательно. Редакция LS приводит выдержки из этого опроса. - Ваше отношение к предложению председателя правления госхолдинга "Самрук-Казына" Кайрата Келимбетова увеличить долю государства в системе? Как Вы относитесь к идее передать неэффективно управляемые пенсионные активы в управление Национального банка? Светлана ХАЙРУЛЛИНА, заместитель председателя правления АО «НПФ «Капитал» - дочерняя организация АО «Банк ЦентрКредит»: - Это может относиться к отдельным НПФ по итогам, которые получены ими в результате кризиса. И какие-то действия со стороны государственных органов могут быть просто необходимы. В тоже время проблемные фонды могут быть поглощены более успешными фондами без привлечения государственных средств… Тимур ИЗЕМБАЕВ, заместитель председателя правления АО «НПФ «Республика» - Высказывать свое «отношение» по данной теме считаем преждевременно, так как регулирующие органы еще не имеют единой точки зрения по управлению пенсионными активами. Так, например, [председатель Национального банка] Григорий Марченко в своем выступлении от 7 декабря отметил, что «пенсионная система должна находиться в частных руках, поскольку государство является менее эффективным собственником». Как бы то ни было, ключевое слово в предложении Кайрата Келимбетова – «неэффективно». Мы считаем, что это предложение не сильно повлияет на рынок, так как ведущие фонды достаточно эффективно осуществляют деятельность на пенсионном рынке… - За 12 лет существования в Казахстане накопительной пенсионной системы средневзвешенная доходность пенсионных активов составила 3% годовых. Это гораздо меньше инфляции. Есть ли смысл в такой системе? И что нужно сделать с тем, чтобы исправить положение? *LS: на этот вопрос согласился ответить только НПФ «Республика»; представитель фонда привел выборочную статистику. Тимур ИЗЕМБАЕВ, заместитель председателя правления АО «НПФ «Республика» - … Стоит учесть, что пенсионные накопления – это «длинные» деньги, следовательно, и пенсионное инвестирование дает свой результат не в разрезе месяца или полугода, а на более долгосрочном периоде времени. По состоянию на 1 ноября 2010 года коэффициент номинального дохода АО «НПФ «РЕСПУБЛИКА» K2 (36) составил 31,86%. Согласно официальным данным АФН, на 1 ноября текущего года доходность фонда превысила накопленный уровень инфляции (29,3%) за период октябрь 2007-го–октябрь 2010 года. Данные показатели свидетельствует об эффективной модели инвестиционного управления активами на протяжении всей деятельности фонда… Хотелось бы также подчеркнуть, что для успешного функционирования пенсионной системы необходима подготовленность фондового рынка. На текущий момент неразвитость фондового рынка напрямую отражается на состоянии пенсионной системы, а дефицит доходных и ликвидных ценных бумаг уже давно обсуждается на всех уровнях. - Как Вы относитесь к идее об укрупнении НПФ? Сколько фондов, по Вашему мнению, оптимально для Казахстана, с точки зрения эффективности управления доходностью? Светлана ХАЙРУЛЛИНА, заместитель председателя правления АО «НПФ «Капитал» - Объективно. Этому могут способствовать и регуляторные требования, и рыночные условия. Но с мнением, что оставаться должны только крупные фонды, которые на сегодня являются крупными, не согласна. Снижение количества фондов не должно быть самоцелью, по моему мнению. На первом этапе, преодоление результатов кризиса и выполнение требования регулятора о снижении доли одного акционера фонда до 25%, возможно, повлечет за собой и слияние фондов. С точки зрения эффективности управления активами, необходимо рассматривать вопрос еще и исходя из темпов прироста системы, а не только сегодняшнего состояния. Тимур ИЗЕМБАЕВ, заместитель председателя правления АО «НПФ «Республика» - Количество НПФ на рынке не стоит рассматривать с позиции удобства системы. Самый главный критерий – это интересы вкладчика. Если на рынке будут осуществлять свою деятельность не 13, а 20, 30 или 50 НПФ, но они будут экономически здоровы, и функционировать в интересах развития системы и защиты интересов вкладчиков, то их количество не имеет значения. На наш взгляд, оптимально то количество НПФ, которое будет создавать благоприятную конкурентную платформу для повышения качества пенсионных услуг… В отношении же слияний и поглощений на пенсионном рынке, хотелось бы отметить одну немаловажную вещь. Решение о слиянии пенсионных фондов должны принимать не пенсионные фонды, а сами вкладчики, так как слияние касается непосредственно их пенсионных накоплений. Чтобы соблюсти интересы вкладчика, в идеале должно быть слияние пенсионных фондов с одинаковой инвестиционной политикой. При соблюдении этого условия будут соблюдены и интересы вкладчика… Гульнар БАЯДИЛОВА, директор департамента управления активами АО «НПФ Народного Банка Казахстана» - По нашему мнению, на эффективность управления пенсионными активами количество пенсионных фондов не оказывает влияния. Так как эффективность управления пенсионными активами в первую очередь зависит от профессионализма управляющего, его умения балансировать портфель по соотношению доходность-риск. Для справедливой оценки и сравнения эффективности управления пенсионными активами всех фондов необходима единая система учета финансовых инструментов. - Что даст введение требований прозрачности портфеля, а также возможности выбора вкладчиком агрессивного, консервативного и умеренного портфеля? Светлана ХАЙРУЛЛИНА, заместитель председателя правления АО «НПФ «Капитал» - Для финансово грамотных вкладчиков - причастность и собственную ответственность, а также большее понимание происходящих событий в экономике. А переход на портфели - снижение рисков для вкладчиков пенсионного и предпенсионного возраста, для не достигших пенсионного возраста – возможность наращивания своих будущих пенсий и осознания ответственности за собственные решения. Для системы в целом - повышение эффективности инвестиционного управления, разделение ответственности по принимаемым решениям. В пользу перехода на мультипортфели хотелось бы отметить, что чилийская пенсионная система перешла на мультипортфели в 2002 году, и текущий кризис перенесла без особых потерь. 4 из 5 мультипортфелей восстановили свою стоимость по результатам 2009 года. Тимур ИЗЕМБАЕВ, заместитель председателя правления АО «НПФ «Республика» - Касательно требований к прозрачности портфелей у всех НПФ. Это сложно назвать новым требованием, так как каждый вкладчик имеет право запросить у своего пенсионного фонда структуру портфеля по эмитентам, а НПФ обязан предоставить эти данные по первому требованию вкладчику. Это право вкладчика предусмотрено законодательно и выполняется всеми пенсионными фондами. С самого начала деятельности НПФ «РЕСПУБЛИКА» активно работал над внедрением мультипортфеля, который был продекларирован еще в 2004 году в программе развития накопительной пенсионной системы… Если в 2008 году вкладчики НПФ «РЕСПУБЛИКА» выбирали инвестиционные стратегии в соотношении: агрессивный – 60%, умеренный – 30%, консервативный – 10%, то уже сегодня вкладчики подходят к выбору стратегии с учетом уроков мирового кризиса и с большей финансовой подготовленностью. Так, на 1 июля 2010 года консервативный портфель выбрали 5,3%; умеренный - 83%; агрессивный - 11,7%... Гульнар БАЯДИЛОВА, директор департамента управления активами АО «НПФ Народного Банка Казахстана» - По нашему мнению, введение требований прозрачности портфеля для всех накопительных пенсионных фондов будет являться одним из шагов к защите интересов вкладчика и благоприятным образом окажет влияние на накопительную пенсионную систему следующим образом. На данный момент пенсионные фонды обязаны предоставлять информацию по запросу вкладчика. Но каждый фонд может по-своему раскрыть эту информацию в выгодном для себя виде. Введение требований прозрачности портфеля позволит исключить уровень недобросовестного исполнения обязанности по раскрытию структуры портфеля некоторыми фондами и минимизирует возможность спекуляции данной информацией отдельными фондами или заинтересованными финансовыми экспертами. На текущий момент вкладчик может видеть только информацию, предоставленную тем фондом, у которого он обслуживается. Введение требований прозрачности портфеля даст возможность вкладчику лучше понимать стратегию инвестиционного управления пенсионными активами каждого отдельного фонда и самостоятельно проводить сравнительный анализ инвестиционной политики различных фондов, что будет способствовать повышению уровня финансовой грамотности населения. Раскрытие портфелей фондов также будет важно для независимых финансовых экспертов, предоставляющих впоследствии различные аналитические данные в средствах массовой информации, что в целом влияет на уровень доверия населения к накопительной пенсионной системе. Вдобавок, все фонды будут тщательнее выстраивать стратегию инвестирования и проводить более аккуратный выбор контрпартнеров, эмитентов и их финансовых инструментов… У каждого вида мультипортфеля будет своя инвестиционная стратегия. Вкладчик в зависимости от своего риск аппетита сам будет выбирать тип портфеля. Для обеспечения преимущества данного нововведения предстоит большой объем работы для пенсионных фондов по усовершенствованию нормативной базы уполномоченного органа для эффективного функционирования каждого вида мультипортфеля… - Не слишком ли АФН «закрутил гайки» в отношении инвестиций в корпоративные долевые бумаги? Считаете ли Вы возможным снизить долю госбумаг в связи с тем, что на рынках наблюдается осторожный оптимизм? Светлана ХАЙРУЛЛИНА, заместитель председателя правления АО «НПФ «Капитал» - На первом этапе требования казались невыполнимыми. В настоящее время мы убеждены, что АФН исходит из реальных возможностей и ставит жесткие, но исполнимые требования. Да, возможно, было бы объективным пересмотреть требования по диверсификации. По мере восстановления экономики необходимо смягчать требования. Тимур ИЗЕМБАЕВ, заместитель председателя правления АО «НПФ «Республика» - АФНом предусмотрено поэтапное снижение требований по наличию 30%-доли государственных ценных бумаг Республики Казахстан в инвестиционном портфеле фондов: до 25% - с 1 января 2011 года и до 20% - с 1 апреля 2011 года.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.