ШВЕДЫ НАСТУПАЮТ

27 апреля 2010 года
Байтас КУРМАНОВ Существующие в Казахстане операторы мобильной связи традиционно объясняют свои высокие тарифы необходимостью поддержания приемлемой рентабельности бизнеса в условиях большой территории страны с небольшим населением. Оправдаются ли надежды потребителей на ужесточение ценовой конкуренции после прихода в республику шведского телекоммуникационного холдинга Tele2? Фактически каждый оператор, появлявшийся на местом рынке, старался максимизировать прибыль. И это понятно. Так действовала в свое время компания «Алтел», первой предложившая казахстанцам дорогие громоздкие мобильные трубки с очень дорогой связью. Пионер рынка старательно оберегал свою «грядку», с которой он аккуратно собирал богатый урожай. После долгой борьбы доступ к «священной корове» в конце XX века получили и другие игроки - ТОО «GSM Казахстан» (бренды Kcell и Activ) и ТОО «КаР-Тел» (Beeline). Они сумели отобрать у «пионера» шоколадный пирог и поделить между собой наибольшую его часть, оставив «Алтелу» лишь крохи. Однако надежды казахстанских потребителей на более качественную и недорогую связь не претворились в жизнь с увеличением количества участников рынка. И дело здесь вот в чем: многие эксперты подозревают «GSM Казахстан» и «КаР-Тел» в наличии негласного тарифного соглашения. «В стране с огромной территорией и с населением, меньшим, чем в одном Шанхае, есть смысл найти общий язык в ценовой политике. Это нормальная формула сосуществования, позволяющая развивать сети и качество услуг. Интересно, поддержит ли Tele2 это джентльменское соглашение?», - поделился своим мнением с LS аналитик финансовой компании. В самом «GSM Казахстан» LS отказались от комментариев по этому поводу, в то время как руководитель службы по связям с общественностью «КаР-Тела» Павел Родин сказал изданию, что предположение о тарифном сговоре не имеет под собой основания. «В свое время появление Beeline в Казахстане вызвало существенное снижение тарифов, так как произошла демонополизация рынка, до того практически безраздельно принадлежавшего одному игроку. С тех пор мы, а вслед за нами и рынок в целом, регулярно проводили плавное снижение цен, которое в среднем составляет 15% в год. На настоящий момент стоимость сотовой связи в Казахстане снизилась настолько, что она стала доступной каждому», - утверждает П.Родин. После появления в 2007 году на локальном рынке еще одного игрока, - ТОО «Мобайл Телеком Сервис» (МТС, бренд Neo), - потребители вновь «включили режим ожидания» относительно усиления конкуренции. Но все, что новый оператор смог предложить своим клиентам, - это только недорогие разговоры внутри своей сети, в то время как большинство казахстанцев уже плотно «подсели» на услуги двух доминирующих операторов. Неудивительно, что потребители ждали и ждут реального Neo, который смог бы нанести доминантам мощный удар и доказать, что «Матрицу» структуры рынка и тарифов сотовой связи в Казахстане можно изменить. После завершения в марте сделки по покупке шведским холдингом Tele2 у АО «Казахтелеком» 51% доли в МТС за $77 млн многие вновь поверили в то, что гораздо более низкие тарифы на сотовую связь в Казахстане возможны. Согласно условиям контракта, через 5 лет после завершения сделки Tele2 сможет выкупить оставшуюся 49%-ную долю в МТС у Asianet Holdings B. V., которой управляет частная инвестгруппа Amun Capital Advisors KZ LLP (Amun Capital). Как указывается на сайте Tele2, главной «фишкой» компании является именно ценовая привлекательность услуг и только вторым пунктом идет качество связи. Известно, что в примерно идентичных с Казахстаном по доходам на душу населения странах СНГ и Балтии Tele2 смогла добиться существенного роста доли рынка именно за счет невысоких тарифов на мобильную связь. Говоря о планах на 2010 год, директор по коммуникациям Tele2 Ларс Торстенсон подчеркнул, что компания ставит перед собой цель достичь, как минимум, второго места на каждом рынке присутствия и не менее 35% показателя EBITDA [прибыль до вычета налогов, процентов и амортизации]. Между тем, «викингам» есть, за что побороться на нашем рынке. По оценкам управления высокотехнологичных отраслей министерства индустрии и новых технологий РК, доходы от предоставления услуг мобильной связи вырастут с 237,9 млрд тенге в 2009 году до 384 млрд тенге в 2014 году. Кроме того, ожидается, что доходы от услуг по доступу в Интернет увеличатся в этот же период с 42,6 млрд тенге до 104 млрд тенге. Необходимо отметить, что в некоторых развитых странах, в частности, в Финляндии, абонентам дешевле и проще пользоваться сотовым телефоном, чем стационарным. Директор по стратегическим сетям Tele2 Леонард Тунней подтвердил в беседе с LS, что агрессивная ценовая политика и позиционирование как «ценового дискаунтера» позволила компании за короткое время занять первые-вторые места по доле рынка в странах Балтии. Он акцентировал внимание на том, что технически задача по завоеванию трети рынка мобильной связи в Казахстане «вполне достижима уже в ближайшие пять лет». В то же время Л.Тунней не уточнил, какую сумму компании для этого придется инвестировать в развитие собственной инфраструктуры в республике, включая установку базовых станций. Напомним, ранее Tele2 заявляла о планах в течение 4 лет после коммерческого перезапуска Neo достичь 20%-ной доли на местном рынке сотовой связи, а после 2-3 лет работы добиться безубыточности по EBITDA. Согласно бизнес-плану шведского холдинга, совокупный объем инвестиций в МТС в 2010-2013 годы составит 2,4-2,6 млрд шведских крон ($337-365 млн). Самым важным вопросом для компании станет развертывание сети базовых станций. МТС пока покрывает только крупные города Казахстана, в то время как два основных конкурента завершают покрытие населенных пунктов с числом жителей от 1-2 тыс. Для претворения своих амбициозных планов по захвату казахстанского рынка Tele2 пригласила на должность генерального директора МТС Андрея Смелкова. Он имеет 8-летний опыт работы в российском «Вымпелкоме» (Beeline), в том числе, на позиции заместителя генерального директора узбекской «дочки» компании. «Огромный опыт операционного управления компаниями на развивающихся рынках делает его идеальным кандидатом на позицию лидера мобильного оператора Neo», - так отозвался о новопм главе МТС исполнительный вице-президент и директор Tele2 по Центральной Азии и Евразии Николас Сонкин. Кроме тарифного демпинга, Tele2 может предложить казахстанцам и новые технологии, успешно апробированные в Швеции и других странах присутствия. К примеру, в конце 2009 года компания начала пилотный проект по внедрению технологии 4G/LTE в Швеции. Кроме того, на многих рынках, где компания присутствует, Tele2 предлагает услуги обычной телефонной связи, мобильный Интернет и широкополосный доступ в Интернет. В частности, компания утверждает, что ее абоненты в Швеции за счет технологии 4G уже пользуются мобильным интернетом, стоимость и скорость которого вполне конкурентоспособна по сравнению со стандартными соединениями. При этом, как уточнил Л.Тунней, скорость доступа в Интернет для шведских абонентов достигает 150 Мб/с по сравнению с 2 Мб/с в сети 3G - с возможным увеличением скорости до 300 Мб/с в ближайшие годы. Tele2 к концу 2012 года предполагает полностью покрыть сетью 4G всю территорию Швеции. По словам Л.Туннея, это даст возможность абонентам сотовой связи играть в режиме он-лайн в компьютерные игры, пользоваться IP-телефонией, цифровым телевидением и другими услугами. Если все, что Tele2 предлагает своим потребителям в Швеции, компания сможет в короткие сроки привнести в Казахстан, то это может ударить не только по прямым конкурентам в лице GSM Казахстан и КаР-Тел, но и по доходам Казахтелекома и других участников телекоммуникационного рынка страны. МТС, к сожалению, отказалась рассказать LS о своей рыночной стратегии и, вообще, дать какие-либо комментарии, видимо, ожидая «отмашки» из Скандинавии. Как только она будет получена, медленно собирающие свою ладью «викинги» смогут начать «поход» на наш рынок. И если конкурентам от этого, возможно, будет плохо, то потребитель сможет неплохо сэкономить на сотовой связи. Количество абонентов сетей GSM в Казахстане
Компания Количество абонентов, млн
КаР-Тел (Beeline) 6*
GSM Kazakhstan (Kcell, Activ) 7**
МТС (Neo) 0,265-0,92***
*собственные оценки КаР-Тел относительно количества активных абонентов **собственные оценки GSM Kazakhstan относительно общего количества абонентов. Скорее всего, речь идет о количестве проданных SIM карт ***МТС (Neo) отказывается предоставлять данные, но в мае 2009 года сообщала о 920 тыс. пользователях сети. Однако, по данным российской ACM-consulting, на 31 марта 2010 года у Neo насчитывалось всего лишь 265 тыс. абонентов Справка LS: На начало 2010 года Tele2 была представлена в 11 странах и имела 27 млн абонентов, из которых 15 млн приходятся на РФ. По итогам 2009 года объем продаж холдинга составил 39,3 млрд шведских крон [10 шведских крон=$1,4], EBITDA – 9,2 млрд крон. Шведская предшественница Tele2, - Comvik, - создала в 1981 году первую сеть аналоговой мобильной телефонии. В 1988 компания получила лицензию стандарта GSM. В 1993 году она была переименована в Tele2. В 1996 году Tele2 вошла в листинг Стокгольмской фондовой биржи и вышла на первый зарубежный рынок – Нидерланды.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.