АЗС ропщут

21 июля 2011 года
Участники рынка нефтепродуктов Казахстана недовольны излишним, по их мнению, госрегулированием розничных цен на топливо. Оно и является основной причиной возникшего дефицита и делает возможным топливный кризис, предупреждают собственники сетей. "Владельцы АЗС видят основную проблему с дефицитом в принудительном сдерживании цен со стороны правительства на продажу бензина и дизтоплива. Они закрывают заправочные станции из-за нерентабельности. Для владельца независимой АЗС смысл бизнеса заключается в том, чтобы заработать на разнице между оптом и розницей", - указывается в пресс-релизе Независимой ассоциации предпринимателей, распространенном в четверг, 21 июля. "Однако в условиях, когда оптовая цена превышает предельные цены, установленные Министерством нефти и газа, этот бизнес становится убыточным. Для независимых субъектов топливного рынка административное установление розничных цен при повышении оптовых привело к созданию неконкурентных ценовых условий, грозящих обернуться для них крахом", - подчеркивается в сообщении. При этом, отмечают в ассоциации, в нарушение закона РК «О конкуренции», власти взялись регулировать цены даже в тех регионах, где предприниматели имеют законное право устанавливать их без согласования. Как указывается в сообщении, руководители сетей обращались в агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) и Миннефтегаз, пытаясь объяснить абсурдность ситуации, но "им ответили, что решение правительства нужно исполнять, а за самовольное повышение цены предпринимателю грозит штраф". Те реализаторы, которые пока не повысили цены, работают за счет запасов, которые они приобрели по старой цене. После того, как резервы будут исчерпаны, при сохранении дисбаланса между оптовыми и розничными ценами, на рынке ГСМ будет ощущаться серьезный дефицит топлива, и неминуемо закрытие мелких АЗС, предупреждают в ассоциации. Кроме того, обращают внимание предприниматели, административное регулирование приводит к вынужденному применению различных бензиновых присадок. "Другие владельцы АЗС, стараясь как-то выжить в этих условиях, приобретают топливо низкого качества, доводят до нужного уровня по октану разными октаноповышающими присадками и заполняют рынок суррогатным топливом. Свойства бензина, изготовленного кустарным способом, сохраняются лишь в течение 3-5 дней. После этого срока присадка испаряется или осаждается, и остается тот самый нетоварный бензин. В итоге, страдают автовладельцы из-за быстрого выхода из строя автомобилей и увеличиваются выбросы вредных веществ в атмосферу", - отмечается в сообщении. "В оптовом звене реализации нефтепродуктов происходит постоянное увеличение отпускных цен. При этом, Министерство нефти и газа и АРЕМ не обращают внимание на отсутствие  контроля за паритетным соответствием в изменении оптовых и розничных цен в целях исключения условий для образования недобросовестной конкуренции. Поэтому оптовикам предоставлено обширное поле для спекулятивных действий. Они имеют возможность безнаказанно повышать цены, получая необоснованно высокие сверхприбыли", - заявляют в ассоциации. Владельцы АЗС сообщили, что российским нефтяным компаниям просто невыгодно экспортировать свои нефтепродукты в Казахстан, так как здесь действует государственное регулирование цен. "В настоящий момент розничные цены на высокооктановый бензин у нас ниже примерно на 25-40 тенге по сравнению с российскими", - говорят предприниматели. "Естественно, российским топливным компаниям выгоднее продавать бензин на внутреннем рынке. С января по июнь импорт из России снизился по бензину  на 35%, по дизтопливу – на 23%", - сообщают они. "С остановкой Павлодарского НПЗ на плановый ремонт в конце июня, отсутствием поставок из России в связи с большой ценовой разницей, а также прекращением отпуска ГСМ с АЗС независимых реализаторов ситуация в скором времени грозит обернуться топливным кризисом. О насыщении внутреннего рынка нефтепродуктами говорить не приходится", - подчеркивается в сообщении.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.