Пенсионная реформа убивает рынок. Часть 2.

7 июня 2013 года
LS продолжает беседу с финансовым директором АО «Visor Capital» Муратом Темирхановым (начало интервью читайте здесь - "Пенсионная реформа убивает рынок"). Все же Национальный банк, скорей всего, предпринимает какие-то меры по выправлению ситуации, ведь он напрямую отвечает за развитие РЦБ. По моей информации, Нацбанк был категорически против национализации всех частных пенсионных фондов. И судя по шоку сотрудников центробанка, создание ЕПФ стало неожиданностью для них самих. То есть, с органом, непосредственно отвечающим за развитие НПФ и РЦБ, даже и не советовались. На мой взгляд, подобные кардинальные решения, влияющие на развитие всего государства, перед принятием, должны выноситься на общественное обсуждение. Здесь хотелось бы отметить, что Нацбанк не должен отвечать за развитие РЦБ и всего финансового сектора в целом. Главный банк страны отвечает за надзор и регулирование финансового сектора, включая РЦБ. В кризисное и посткризисное время он проделал большую работу по сокращению рисков и созданию рыночной дисциплины на финансовом поле. Им была проведена и ведется большая работа по внедрению лучших мировых стандартов в надзор и регулирование финансового сектора. Однако, к сожалению, сейчас Нацбанк сосредоточился только на закручивании надзорных гаек и на ужесточение регулирования. Я считаю, что функция надзора и регулирования финрынка находятся в конфликте с функцией развития рынка. В силу своей надзорной природы Нацбанк не сможет найти баланс между сокращением рисков в финансовой системе и развитием самой системы. Например, в 2011 -2012 годах Нацбанк продолжал внедрять лучшие мировые стандарты и параллельно закручивал гайки на РЦБ. Никто из профучастников не мог понять действий регулятора. Мы пытались через Ассоциацию Финансистов изменить ситуацию, но, к сожалению, безуспешно. Спрашивается, зачем завинчивать гайки и применять международные стандарты регулирования для рынка, который находится в зачаточном состоянии? РЦБ Казахстана еще настолько маленький, что риски, возникающие на нем, не могут повлиять на развитие всей экономики.

"Сейчас Нацбанк сосредоточился только на закручивании надзорных гаек"

Профессиональные участники просили Нацбанк: «пожалуйста, ослабьте вожжи, дайте всем участникам рынка работать с бОльшим риском. Пускай на РЦБ будет больше риска, больше спекуляций и возможностей быстро заработать. Пускай какое-то время это будет похоже на «дикий запад». Зато это резко подымет активность на рынке, привлечет больше эмитентов, инвесторов, трейдеров и спекулянтов как внутри Казахстана, так и из-за рубежа». И сейчас, видя провал на РЦБ, Нацбанк готов пересмотреть наиболее одиозные нормы регулирования. Но, спрашивается, зачем их нужно было создавать ранее? Ну а кто тогда должен отвечать за развитие РЦБ? Неужели необходимо создавать еще одно ведомство? Я считаю, что за развитие рынка ценных бумаг и финансового сектора в целом должен отвечать вице-премьер, который курирует развитие рыночных отношений в экономике Казахстана. Он должен отвечать только за рост финансовых рынков. Если какой-то сектор финансового рынка не смог достичь запланированного роста, а вместо этого получился громадный провал, то нужно сказать министру, «давай до свиданья». При такой структуре ответственности, правительство будет находить баланс между ростом рынка и закручиванием гаек со стороны Нацбанка. - Раз мы заговорили о роле Нацбанка, то хотелось бы узнать Ваше мнение о других инициативах его главы Григория Марченко, например создание единного процессингового центра. - Очень интересно наблюдать эволюцию рыночного мировоззрения Григория Марченко. До последнего времени он слыл ярым рыночником. Но, его сегодняшняя позиция по выкупу всех банкоматов у банков  в единую государственную структуру пугает. Привожу аргументацию г-на Марченко по этому вопросу, которую опубликовали интернет издания: «Сегодня по всем городам в крупных торговых центрах по десять банкоматов стоит. … Очень неудобно. Мы собираемся все эти банкоматы выкупить у банков и ставить единые, универсальные. Такой аппарат будет работать сразу со всеми банками. При помощи такой единой сети банкоматов можно будет вдвое сократить проценты за обслуживание карт клиентов». Надеюсь, что с этой «светлой» идеей глава Национального Банка не обратит свой взор на сеть филиалов и отделений всех коммерческих банков. Следуя его логике, можно пойти очень далеко. Например, если зайти в любой магазин техники или автосалон, то там сидят представители как минимум пяти банков, предлагающих потребительские кредиты. А в небольших районных городах находятся как минимум 5 филиалов разных банков. Это же страшно неэффективно. Давайте объединим все банки в один государственный банк. В результате будет огромная экономия по сокращению филиалов и отделений. Это позволит единому государственному банку резко сократить процентные ставки по кредитам для населения и юридических лиц. Вы чувствуете разницу между этой логикой и логикой по банкоматам? Никакой разницы! А результат – возврат в социализм.

"Давайте объединим все банки в один государственный банк"

Когда, в интервью, три месяца назад меня спрашивали, реально ли, что следующий этап после объединения НПФ – это слияние банков и страховых компаний? Тогда я сказал, что это абсолютно нереально. Но после того как было принято решение об объединении банкоматов, моя уверенность сильно пошатнулась. Сейчас у меня закралось сомнение.  Эта «светлая» идея вполне может быть воплощена в жизнь. Я уверен, что приобретение БТА Банка Халык банком зайдет в тупик. Тогда на полном серьезе может встать вопрос об объединении всех частных банков в один государственный, чтобы скрыть ошибки и впустую потраченные несколько миллиардов долларов государственных денег. - Если вернуться к РЦБ, то есть ли какая-нибудь новая программа или стратегия развития рынка ценных бумаг?  Ничего такого сейчас нет. Раньше были программы по развитию рынка ценных бумаг, утвержденные правительством. Последняя, если я не ошибаюсь, действовала до 2007 года. Эти программы стали хорошим толчком к развитию рынка. Неважно, насколько хороши были эти программы, но они были детальными, жестко контролировались правительством. А профессиональные участники РЦБ привлекались к разработке документов и к их мнению прислушивались. Затем наступил финансовый кризис и о новых программах по развитию рынка ценных бумаг забыли.  В начале 2011 года Елена Бахмутова, тогда еще председатель Агентства по финансовому надзору (АФН), презентовала правительству проект программы по развитию пенсионной системы и рынка ценных бумаг. Обращаю ваше внимание, что в данной программе развитие пенсионной системы идет рука об руку с развитием рынка ценных бумаг. Несмотря на рыночную направленность  программы, по моему мнению, в ней опять был большой перекос в сторону регулирования, чем в сторону развития РЦБ. Но, уж лучше иметь хоть какой-то детальный план и направление движения, чем не иметь ничего.

"Предлагаю вновь отделить Агентство от Нацбанка"

Сразу после презентации данной программы, АФН было присоединен к Нацбанку. А с исчезновением Агентства исчезла и программа. Таким образом, сегодня мы имеем провал на рынке ценным бумаг и отсутствие какой- либо внятной программы по тому, как исправлять ситуацию. Поделюсь своим видение по тому, как исправить ситуацию. Поскольку программа по развитию РЦБ пропала при объединении АФН и Нацбанка, то предлагаю вновь отделить Агентство от Центробанка, как это недавно сделали с бывшим нацхолдингом «Казына». По аналогии с переименованием «Казыны» в «Байтерек», также рекомендуется переименовать Агентство в, например, Орган Финансового Надзора. Это позволит создать видимость, что на финансовом поле создается что-то новое, реформы продолжаются и даже усиливаются. В такой ситуации есть шанс, что о провале рынка ценных бумаг забудут и начнут ждать, что на нем само собой произойдет чудо….. Надеюсь, мое предложение не примут всерьез… Заключительную часть интервью с Муратом Темирхановым читайте в понедельник
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.