Отмена с 1 июля льготного режима таможенной очистки ввозимых в Казахстан автомобилей может привести не только к ожидаемому повышению цен, но и к отказам в пользу государства от не вовремя привезенных в республику машин. Такие прецеденты в Казахстане уже были.
После повышения с 1 января 2010 года ввозных пошлин в связи со вступлением в Таможенный союз некоторым казахстанцам пришлось просто подарить свои авто таможне, поскольку растаможка стоила намного дороже самого авто. Теперь ситуация грозит повториться.
Около 300 казахстанцев обратились к главе государства с просьбой найти выход из затруднительной ситуации, причиной которой стало банкротство американской морской пароходной компании ТСС. Последняя не выполнила условия договора по доставке 77 контейнеров, в каждом из которых было по 4 иномарки. ТСС выгрузила их еще в начале апреля в китайском порту Тайцан.
Соответствующее обращение опубликовано на нескольких казахстанских сайтах. «Порт (Тайцан), к слову не только за 1000 км от точки назначения Циндао, где контейнерам уже были закуплены места на железной дороге, но и вовсе не имеет возможности железнодорожной отправки. В результате большинство контейнеров и поныне находятся в Тайцане. Американские поставщики обещают что в скором будущем все разрешится, контейнеры пересадят на баржу и довезут до Циндао, однако все факты утверждают о том что «воз и ныне там» и никуда не собирается», - отмечают участники обращения.
Несостоявшиеся автовладельцы беспокоятся за то, что даже если все успешно решится, и контейнеры продолжат свой путь, то дорога, как минимум, займет 20 дней, и надежда на то, что они успеют дойти вовремя до Казахстана с каждым днем тает на глазах.
В случае, если автомобили не успеют ввезти в Казахстан до 1 июля – начала действия единого таможенного тарифа (ЕТТ) стран Таможенного союза, казахстанцам придется проводить таможенную очистку иномарок уже по ЕТТ, ставки которого в несколько раз выше действующих, пока льготных, ставок, либо вернуть автомобили продавцу, или отказаться в пользу государства. Компания ТСС так же заявила, что все желающие могут вернуть контейнер, что предусмотрено соглашением.
«У людей было самое понятное желание - купить хороший автомобиль по приемлемой цене, пока это возможно. А получается, что единственный вариант, при котором люди могут получить этот автомобиль, это отдать сумму, которая в несколько раз превышает стоимость автомобиля. Даже при желании для многих это просто непосильно», - сетуют участники обращения.
«Все, кто оказался в этой непростой ситуации, испытывают искреннюю надежду на разрешение данной ситуации. В таможне нам пояснили, что вариантом решения может стать предварительное декларирование, ведь документы уже на руках, однако разрешение на данную процедуру можно получить только на самом верху исполнительной власти. Нурсултан Абишевич, от лица всех людей, оказавшихся невольными заложниками сложившейся ситуации, я прошу Вас помочь в решении этой непростой ситуации», - просит один из участников обращения Алексей Кубрак.
В обращении напоминается, что стоимость растаможки иностранных автомобилей возрастет в 5-10 раз. К примеру, если сейчас таможенная пошлина на Lexus 2003 года с двигателем 3,3л составляет 1980 евро, то после 1 июля она будет составлять чуть более 19 000 евро.
Тем временем, в Минфине напомнили о том, что продлевать срок действия льготной растаможки никто не собирается. «По автомобилям очень много вопросов и слухов… продления льготной растаможки не будет. Скорее всего, эти слухи распространяются серыми автодилерами в своих личных целях, чтобы люди делали заказы», - сказал заместитель председателя комитета таможенного контроля Минфина Игорь Тен на пресс-брифинге в понедельник, 6 июня.
Он пояснил, что этот вопрос не в компетенции таможенных органов. «Это был подписан международный договор тремя сторонами [Таможенного Союза], у правительства Казахстана компетенции по продлению [льгот] отсутствуют», - подчеркнул И.Тен.
До вступления Казахстана в ТС львиную долю в объеме ввозимых в республику автомобилей составляли подержанные иномарки. В том числе в докризисный 2007 год в Казахстан было ввезено более 400 тыс. подержанных автомобилей. Тем временем, цены на подержанные иномарки на рынке выросли на $1-2 тыс.