ДЕЛО В ТРУБЕ

29 апреля 2011 года
Китай не только добывает нефть в Казахстане, но и на паритетной основе владеет транспортными мощностями - нефтепроводами Атырау-Кенкияк, Кенкияк-Кумколь и Атасу-Алашанькоу. Эти три трубы являются частью большого нефтепровода, идущего с месторождений на западе Казахстана в КНР. И теперь Казахстан хочет иметь контроль над большой трубой, что предполагает долевое владение в размере не менее 51% в каждом из участков. Аргумент понятен: нефтепровод находится на территории РК. Но согласится ли на это Поднебесная? Об этом в интервью LS рассказала управляющий директор по экономике и финансам госкомпании АО «КазТрансОйл» ("дочка" КазМунайГаза) Асем НУСУПОВА. - На каком этапе находится проект расширения нефтепровода Казахстан-Китай? - Нефтепровод Казахстан-Китай - это несколько участков, которые управляются тремя компаниями. Первый участок - это Атырау-Кенкияк. На нем оперирует наша «дочка» - АО «МунайТас»: 50% участия - «КазТрансОйл», 50% - китайская компания. Это достаточно маленькие объемы – где-то 4,5 млн тонн транспортируется в связи с вводом нефтепровода Кенкияк-Кумколь. Кенкияк-Кумколь введен в сентябре 2010 года, и там оперирует «дочка» «КазТрансОйла» - казахстанско-китайское СП с участием 50/50. Следующий участок Кумколь-Атасу принадлежит «КазТрансОйлу», и участок Атасу-Алашанькоу, на котором оперирует казахстанско-китайское ТОО «Казахстанско-китайский трубопровод» также на условиях 50/50. В отношении казахстанско-китайского нефтепровода очень большие ожидания в политическом отношении – до 20 млн тонн [в год] нефти в 2013 году. Но сегодня в прогнозных значениях сами китайцы пока гарантировать не могут. Все упирается в гарантии объемов и наличие самих ресурсов. Еще один момент, который определяет ход переговоров с Китаем, - это конкурентоспособный тариф. Все эти участки регулируются Агентством по регулированию естественных монополий. Если будет конкурентоспособный тариф по данному нефтепроводу, который устроит добытчиков (это в основном китайские компании), то, естественно, это определит и гарантирование объемов, и вложение достаточных инвестиций. Третье: это сам институциональный характер операторов. 3 компании – это, конечно, очень много. Это административные затраты, издержки, дублирование многих функций. Это не совсем эффективно с точки зрения экономии. Поэтому сегодня переговоры склоняются к тому, что маленький участок, на котором оперирует АО «МунайТас», и достаточно крупную компанию «Казахстанско-китайский трубопровод» целесообразно объединить. При этом КТО, как ключевой акционер, настаивает на том, чтобы, поскольку операторство идет на территории Казахстана, 51%, то есть бОльшая доля, была у Казахстана. Жесткая позиция «КазТрансОйла» выражена в том, что объединение «МунайТас» и «Казахстанско-китайский трубопровод» должно быть именно с преобладанием доли Казахстана. Это дает нам возможность получить преимущество в какой-либо переговорной позиции. Экономия по административным расходам в случае объединения компаний оценивается в среднем в порядка 1,4 млрд тенге в год, или 26,2 млрд тенге до 2030 года. Естественно, снижение затрат приведет к снижению стоимости перекачки и повышению конкурентоспособности тарифа. Кроме того, приведет к повышению эффективности управления компании. В целом мы хотим, чтобы Казахстан-Китай был таким магистральным трубопроводом, который развивался бы, не отвлекая ресурсы у нашего крупнейшего экспортного направления - Атырау-Самара, а за счет новых объемов нефти. - Как китайская сторона относится к вашим предложениям? - Положительно. - А по поводу вашего предложения об увеличении доли Казахстана в объединенной компании до 51%? - Я думаю, это вопрос переговоров. В целом, относятся нормально. - Когда Вы планируете завершить их? - Сейчас переговоры идут. Объединение - это всегда долгий процесс. Планируем в этом году начать. После того, как пройдут все законодательные процедуры, я думаю, год, минимум, полтора-два – максимум. Мы еще не начали это [объединение «дочек»] делать, мы только идем к пониманию того, как это надо сделать. Это будет «дочка», которая будет на 51% принадлежать «КазТрансОйлу», а на 49% - китайским акционерам. - Сколько в прошлом году было перекачано нефти в сторону Китая, и прогнозируется в этом году? - В сторону Китая было перекачано порядка 10-11 млн тонн. В этом году мы хотим расширить этот объем [чтобы прокачивать] до 20 млн тонн к 2013 году. Но, естественно, пока мы ждем подтверждения гарантирования этих объемов с китайской стороны. В среднесрочном бизнес-плане мы заложили повышение прокачки до 15 млн тонн. Это наши планы, но все зависит от того, сколько заявляют и гарантируют грузоотправители. На этом мы строим свою инвестиционную программу. Реально - 15 млн тонн, но если китайцы постараются, то можем выйти и на 20 млн тонн.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.