пании АО «КазТрансОйл» ("дочка" КазМунайГаза) Асем НУСУПОВА.
- На каком этапе находится проект расширения нефтепровода Казахстан-Китай?
- Нефтепровод Казахстан-Китай - это несколько участков, которые управляются тремя компаниями. Первый участок - это Атырау-Кенкияк. На нем оперирует наша «дочка» - АО «МунайТас»: 50% участия - «КазТрансОйл», 50% - китайская компания. Это достаточно маленькие объемы – где-то 4,5 млн тонн транспортируется в связи с вводом нефтепровода Кенкияк-Кумколь.
Кенкияк-Кумколь введен в сентябре 2010 года, и там оперирует «дочка» «КазТрансОйла» - казахстанско-китайское СП с участием 50/50. Следующий участок Кумколь-Атасу принадлежит «КазТрансОйлу», и участок Атасу-Алашанькоу, на котором оперирует казахстанско-китайское ТОО «Казахстанско-китайский трубопровод» также на условиях 50/50.
В отношении казахстанско-китайского нефтепровода очень большие ожидания в политическом отношении – до 20 млн тонн [в год] нефти в 2013 году. Но сегодня в прогнозных значениях сами китайцы пока гарантировать не могут. Все упирается в гарантии объемов и наличие самих ресурсов.
Еще один момент, который определяет ход переговоров с Китаем, - это конкурентоспособный тариф. Все эти участки регулируются Агентством по регулированию естественных монополий. Если будет конкурентоспособный тариф по данному нефтепроводу, который устроит добытчиков (это в основном китайские компании), то, естественно, это определит и гарантирование объемов, и вложение достаточных инвестиций.
Третье: это сам институциональный характер операторов. 3 компании – это, конечно, очень много. Это административные затраты, издержки, дублирование многих функций. Это не совсем эффективно с точки зрения экономии.
Поэтому сегодня переговоры склоняются к тому, что маленький участок, на котором оперирует АО «МунайТас», и достаточно крупную компанию «Казахстанско-китайский трубопровод» целесообразно объединить. При этом КТО, как ключевой акционер, настаивает на том, чтобы, поскольку операторство идет на территории Казахстана, 51%, то есть бОльшая доля, была у Казахстана.
Жесткая позиция «КазТрансОйла» выражена в том, что объединение «МунайТас» и «Казахстанско-китайский трубопровод» должно быть именно с преобладанием доли Казахстана. Это дает нам возможность получить преимущество в какой-либо переговорной позиции.
Экономия по административным расходам в случае объединения компаний оценивается в среднем в порядка 1,4 млрд тенге в год, или 26,2 млрд тенге до 2030 года. Естественно, снижение затрат приведет к снижению стоимости перекачки и повышению конкурентоспособности тарифа. Кроме того, приведет к повышению эффективности управления компании.
В целом мы хотим, чтобы Казахстан-Китай был таким магистральным трубопроводом, который развивался бы, не отвлекая ресурсы у нашего крупнейшего экспортного направления - Атырау-Самара, а за счет новых объемов нефти.
- Как китайская сторона относится к вашим предложениям?
- Положительно.
- А по поводу вашего предложения об увеличении доли Казахстана в объединенной компании до 51%?
- Я думаю, это вопрос переговоров. В целом, относятся нормально.
- Когда Вы планируете завершить их?
- Сейчас переговоры идут. Объединение - это всегда долгий процесс. Планируем в этом году начать. После того, как пройдут все законодательные процедуры, я думаю, год, минимум, полтора-два – максимум. Мы еще не начали это [объединение «дочек»] делать, мы только идем к пониманию того, как это надо сделать. Это будет «дочка», которая будет на 51% принадлежать «КазТрансОйлу», а на 49% - китайским акционерам.
- Сколько в прошлом году было перекачано нефти в сторону Китая, и прогнозируется в этом году?
- В сторону Китая было перекачано порядка 10-11 млн тонн. В этом году мы хотим расширить этот объем [чтобы прокачивать] до 20 млн тонн к 2013 году. Но, естественно, пока мы ждем подтверждения гарантирования этих объемов с китайской стороны.
В среднесрочном бизнес-плане мы заложили повышение прокачки до 15 млн тонн. Это наши планы, но все зависит от того, сколько заявляют и гарантируют грузоотправители. На этом мы строим свою инвестиционную программу. Реально - 15 млн тонн, но если китайцы постараются, то можем выйти и на 20 млн тонн.
Валюта
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
USD/KZT
503.89
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
RUB/KZT
6.48
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
EUR/KZT
587.54
Рынки
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
NASDAQ
12030.8
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
FTSE 100
7702.64
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
DOW Ind
33176.2
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
HKSE
19948.7
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
S&P 500
4079.5
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
NYSE
15155.6
Товары
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Brent
73.52
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Платина
1048.5
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Газ
2.11
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Медь
3.865
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Серебро
26.225
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Золото
2055.1
ВСЕ РАЗДЕЛЫ










